14 июля 1891 г. в нашем городе побывал Цесаревич Николай Александрович
Романов, ставший последним Российским императором. Посещение
царственными особами российских глубинок было величайшим событием для
последних, а поэтому к событию задолго и обстоятельно готовились,
продумывая маршрут и программу, выбирая наиболее достойных лиц, которые
должны были встречать и сопровождать августейшего гостя. Значительное
событие в жизни города оставило после себя фотографии и документальные
источники, позволяющие, спустя столетие, узнать, как это было: где
останавливался в то время будущий Российский император, по каким улицам
проходил, какие мероприятия были в его честь организованы в Омске, какие
подарки были ему преподнесены.
Источник: А. Бегунова «Сабли остры, кони быстры...»
http://cossackweb.narod.ru/
Занимаясь реформами в кавалерии, правительство не забывало и о коннице
иррегулярной. Впервые разрешили, хотя и с большими ограничениями, прием в
казачье сословие и выход из него, сократили срок службы с 25 до 20 лет,
ввели новые штаты, которые приблизили организацию казачьих войск к
требованиям новой, массовой армии.
При кончине Николая I в 1855 году насчитывалось 54 донских, 12
черноморских, 19 кавказских, 3 астраханских, 10 оренбургских, 2
уральских, 10 сибирских, 2 дунайских и 6 забайкальских конных казачьих
полков. Если в регулярной коннице политика правительства была направлена
на сокращение числа полков, то в иррегулярной, наоборот, на увеличение.
Так, в 1858 году Войску Донскому предписывалось иметь уже 64 полка. В
этом же году для освоения новых территорий создано Амурское войско, в
1867 году — Семиреченское (2 конных полка).
Источник: А. Бегунова «Сабли остры, кони быстры...»
http://cossackweb.narod.ru/
Казаки продолжали нести свою службу на тех же основаниях, определенных в
Уставе о воинской повинности 1874 года. Но в 1909 году за счет
сокращения «приготовительного разряда» до одного года общий срок их
службы был уменьшен с 20 до 18 лет. Традиционную их униформу менять не
стали. С 1909 года они, как и вся армия, получили походное
обмундирование защитного цвета.
Вооружение казаков состояло из шашки казачьего образца (без дужки на
эфесе), винтовки казачьей модификации (облегченной), которую казаки
носили через правое плечо (во всей армии — через левое), и трубчатой
металлической пики, окрашенной в защитный цвет с темляком защитного
цвета и ремнем. Офицеры имели шашки и револьверы системы «Наган», однако
разрешалось за свой счет покупать и носить пистолеты системы
«Браунинг», «Парабеллум», «Маузер» и другие.
Источник: А. Бегунова «Сабли остры, кони быстры...» http://cossackweb.narod.ru/
Еще при Николае Павловиче вышли «Правила для
состава, построений и движений в войсках казачьих и иррегулярных для
мусульман» (Спб., 1849). Это была первая попытка описать и как-то
регламентировать строевую службу в иррегулярной коннице. В 1861 году уже
вышел «Устав о строевой службе конных полков казачьих войск», в котором
казакам предлагалось освоить многие методы и приемы действий регулярной
конницы. Еще один устав они получили в 1875 году.
Смысл этой деятельности был ясен. Уменьшая количество регулярной
кавалерии ради экономии государственных средств, военная администрация
стремилась подтянуть казачьи войска, содержание которых обходилось казне
гораздо дешевле, к уровню строевой и тактической подготовки драгун,
улан и гусар. Верховая езда индивидуальная в казачьих частях традиционно
была на достаточно высоком уровне, но не хватало умения действовать в
больших массах (полками, дивизиями).
Источник: О.Агафонов, "Казачьи Войска Российской Империи" http://cossackweb.narod.ru/
Во всех казачьих войсках с 1895 года полагался деревянный арчак
одинакового образца, оклеенный снаружи тонкой черной кожей, вводились
переметные сумы особой конструкции. Каждая сума состояла из двух
отделений: заднего прямоугольного и переднего цилиндрического, общей
длиной 45 см, высотой 27 см и шириной 23 см. Они могли быть кожаные,
бурочные шерстяные черного цвета, но крышка у всех делалась только из
кожи. Суконный гвардейский чепрак выкраивался из двух половин,
сшивавшихся между собой внутренним швом с выгибом в верхней части по
форме арчака, имел два мыска по форме и размерам головок передней и
задней лук, передние и нижние (боковые) края — прямые, задние, от
середины с небольшим отклонением вниз к углам, образовывали с нижними
краями острые углы. Чепрак обшивался поперек каждого угла и по краям
лампасами или галунами. Его длина по прямой линии: по середине — до 80
см, по нижним краям от заднего до переднего угла — 85 см; ширина
чепрака, сложенного вдвое, спереди около 36 см и сзади около 57 см.
Казаки стремились сохранить свою вольность во всем. Это стремление
проявилось и во внешнем виде. Казачьи войска не имели установленной
формы одежды почти до конца XVIII века. С одной стороны, это было особой
привилегией — Петр I, переодевая всю Россию, разрешил только казакам
оставить дорогие их сердцу костюмы предков. С другой, отсутствие формы
обусловливалось тем, что казаки, выступая на войну, обмундировывались,
вооружались и снаряжались за свой счет.
Одежда должна была быть удобной в
боевых условиях, а фасон или покрой не имели значения. Поэтому в
казачьих рядах одновременно встречались русские кафтаны, восточные
халаты, кавказские бешметы, польские жупаны и т. п. Но высокую
барашковую шапку, чуть расширенную книзу (она защищала от солнечных
лучей и холода, предохраняла от укусов скорпионов, которые не выносят
запаха овечьей шерсти), широкие прочные шаровары (чтобы не затруднять
движение и одновременно охранять ногу от укусов змей и т. д.),
разнообразные кушаки, выполнявшие гигиенические функции, меховые бурки и
др. обязательно носили все казаки.
Попытки заставить казаков носить
единообразную одежду, как правило, успеха не имели. Так же обстояло дело
с казачьим вооружением и снаряжением.
http://slavakubani.ru/read.php?id=158 Традиции и обычаи казаков собрал председатель Совета стариков Кубанского казачьего войска Павел Захарович Фролов
Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай; Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписанные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они — философы и поэты в душе — часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.
Материал о сущности «казачьего духа» собрал Председатель совета стариков Кубанского казачьего войска Павел Захарович ФРОЛОВ http://slavakubani.ru/read.php?id=159&page=1
О «казачьем духе» наговорено, написано и переписано, наверное, больше чем, о чем либо другом. Необычность многих действий, поступков и стойкости казаков давали этому повод. Каковы же истоки и сущность этого «духа».
Война для казака в прошлом была делом привычным, занятием обыкновенным, это было его призвание. Казак всегда отчетливо признавал и относил себя к воинственному народу, по праву гордился своим происхождением и риск становился его привычкой, к тому же военная добыча или, по-казачьему, дуван, в доходе казачьего быта, наряду с другими занятиями, имела весомое значение довольно длительное время. Боязливость для казака являлась величайшим позором, а трусость, вплоть до середины 18 века наказывалась смертной казнью.
Подвергая постоянно свою жизнь опасности, казак не мог не возлагать свою надежду на бога.