Всем, кто хоть немного касался истории Семиречья, хорошо знакома фамилия
Леденева — автора фундаментального труда «История Семиреченского
казачьего войска», вышедшего в городе Верном (ныне Алма-Ата) в 1909
году. Но почти никому не была известна судьба самого историка Николая
Васильевича Леденева, да и по сей день в ней остается еще немало «белых
пятен» и «вопросительных знаков».
В конце ноября Сибирское университетское издательство выпустило
репринтное издание книги «История Семиреченского казачьего войска». От
первого издания этого труда (1909 год) сегодня сохранилось только два
экземпляра.
ИСТОРИЯ СЕМИРЕЧЕНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
«История Семиреченского казачьего войска» составлена офицером штаба
Семиреченского казачьего войска Леденевым в самом начале XX века при
поддержке Министерства культуры Российской империи в городе Верном, ныне
Алматы (Казахстан). До сих пор этот труд является наиболее полной
исследовательской работой, а также сборником официальных и архивных
документов по истории семиреченского казачества.
"Четырехзвездный генерал российской армии", почетный гражданин города
Верного, старшина казахов Большой Орды, Семиреченский губернатор и
атаман семиреченских казаков, почетный Старик станиц Семиречья, член
Военного Совета Российской империи, командующий войсками Омского
военного округа и степной губернатор, наказной атаман Сибирского
казачьего войска.
Семиреченское казачье войско было образовано Высочайшим повелением
Императора Всероссийского Александра II, 13 июля 18671 года из 9-го и
10-го полков Сибирского казачьего войска. Земли войска располагались на
территории нынешнего юго-восточного Казахстана и северной Киргизии, где
уже давно обжились сибирские казаки. Войсковой центр — город Верный
(ныне Алма-Ата), основанный сибирскими казаками и солдатами в 1854 году.
В Семиреченском войске, как и в других казачьих войсках России, с 1867
по 1917 год существовал пост Наказного Атамана (т. е. назначенного
Императором). С 1917 года стали проводиться выборы Атамана всем войском и
он стал именоваться Войсковым Атаманом СмКВ. Разные люди побывали на
посту Семиреченского Атамана, и ниже мы приводим их полный список и даты
нахождения в этой должности.
Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении.
М., «Посев», 2005, стр. 236-240.
Вместе с начавшейся в 1917 г. новой Великой Смутой в Русской державе берет
свое начало и геноцид казачества, который с разной интенсивностью продолжался
все 74 года существования тоталитарного режима. В ходе осуществления его
выделяются два периода, во время которых уничтожение казачества происходило
наиболее активно. Первый и самый страшный период казачьего геноцида пришелся
на время братоубийственной Гражданской войны, когда из 4 млн казачьего
населения России, свыше 2 млн. было уничтожено физически. Многие тысячи,
спасаясь от верной гибели, были вынуждены покинуть Родину и навсегда уйти
в эмиграцию. Второй период геноцида казачества пришелся на годы проведения
всеобщей коллективизации 1929-1933 гг. от которой из всех сельских жителей
страны, более всего пострадали казаки. Духовное же уничтожение казачества
проводилось в течении всего времени существования антинародного режима,
вплоть до начавшегося в 1989 г. возрождения казачества. Частью геноцида
российского казачества явилось систематическое и планомерное уничтожение
семиреченского казачества. Все те ужасы, что обрушились на казачество,
в полной мере пришлось пережить и семиреченским казакам — физическое истребление,
расказачивание, насильственные мобилизации, уничтожение самобытного казачьего
уклада жизни, самоуправления, раскулачивание, насильственное переселение
с земель предков.
Рассмотрен
оригинальный вариант скандинавской версии происхождения уральского
казачества. Сделана нелегкая попытка - в кратком очерке осветить почти
700-летнюю историю Яицкого (Уральского) казачьего войска.
Стой, казак, и дочь моя! Слушайся совета, Ведь казаки все уйдут, - Вспомнишь поздно это!...
Предисловие Глава 1. Скандинавы-русы. Образ жизни и занятия Глава 2. Приход русов на Яик Глава 3. Русы на Яике в период нашествия татаро-монгол Глава 4. Яицкие казаки "ни под чьею державою" Глава 5. Казаки на службе московского царя Глава 6. Казачий рыбный промысел на Яике Глава 7. Быт, обряды и обычаи яицких казаков Глава 8. Особенности говора уральских казаков Глава 9. Поиски сказочной Беловодии Глава 10. Новые свидетельства о приходе русов на Яик Глава 11. Последний поход к морю Заключение Литература
Предисловие Глава 1. Скандинавы-русы. Образ жизни и занятия Глава 2. Приход русов на Яик Глава 3. Русы на Яике в период нашествия татаро-монгол Глава 4. Яицкие казаки "ни под чьею державою" Глава 5. Казаки на службе московского царя Глава 6. Казачий рыбный промысел на Яике Глава 7. Быт, обряды и обычаи яицких казаков Глава 8. Особенности говора уральских казаков Глава 9. Поиски сказочной Беловодии Глава 10. Новые свидетельства о приходе русов на Яик Глава 11. Последний поход к морю Заключение Литература
Предисловие
Глава 1. Скандинавы-русы. Образ жизни и занятия
Глава 2. Приход русов на Яик
Глава 3. Русы на Яике в период нашествия татаро-монгол
Глава 4. Яицкие казаки "ни под чьею державою"
Глава 5. Казаки на службе московского царя
Глава 6. Казачий рыбный промысел на Яике
Глава 7. Быт, обряды и обычаи яицких казаков
Глава 8. Особенности говора уральских казаков
Глава 9. Поиски сказочной Беловодии
Глава 10. Новые свидетельства о приходе русов на Яик
Глава 11. Последний поход к морю
Заключение
Литература
http://slavakubani.ru/read.php?id=158 Традиции и обычаи казаков собрал председатель Совета стариков Кубанского казачьего войска Павел Захарович Фролов
Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай; Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписанные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они — философы и поэты в душе — часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.