И какие только мысли не рождает воспалённое воображение в ранние часы наступающего дня, какие только ассоциации не встают перед глазами, побуждая незамедлительно взяться за перо.
В детские годы мы все восторженно смотрели первый в СССР художественный фильм-эпопею о Великой Отечественной войне «Третий удар», выпущенный на экраны в 1948 году и удостоенный Сталинской премии II степени. Именно воспоминания об этом фильме и побудили меня ещё раз взглянуть на судьбы Казачества, его нелёгкую судьбу.
Грозно и властно гудит вечевой колокол казачества.
С далекого Дона несется звон его. Гребенцы, сунженцы, лабинцы, черноморцы, весь бурный Терек и славная Кубань снова заняли свои сторожевые вышки. Иртыш, вспоминая прошлое, посылает потомков Ермака.
А набат все сильнее и звуки его все шире плывут в воздухе.
Вот они докатились и до Амура и до Байкала, радостно отозвались в сердцах казаков. Далекая Уссури потянулась, и заслышав родные звуки, встрепенулась и слилась в общем течении.
А набат все звучит.
Тихое Семиречье, сдавленное лукавым иноверцем, тянет руки свои к родным братьям и радуется скорой выручке. Астрахань бьется в судорогах, но радостный звон казачьего колокола окрыляет сынов Волги.
А набат гудит все громче и громче.
Когда-нибудь придет казачий Гомер и напишет казачью Илиаду, воспоет патриарха Гермогена, митрополита Дмитрия Ростовского, Святителя Иоасафа Белгородского, Ермака Тимофеевича, донского атамана Менжакова, гетмана Запорожских казаков Богдана Хмельницкого, Государственного канцлера России и светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко, последнего гетмана «обеих сторон Днепра и войска Запорожского», президента Академии наук, фельдмаршала Кирилла Григорьевича Разумовского, Ефграфа и Петра Грузиновых, Вихорь-атамана Матвея Платова, генералов Бакланова и Слепцова, Кондрата Лукича Бардижа, славных рыцарей казачества генералов Краснова, Каледина, Корнилова, Шкуро, Семенова, Дутова, и прочих славных .....
Нет великого Патрокла - жив презрительный Терсит. Патроклы погибали, ибо было много Терситов. Остановим внимание России на Терситах, убивавших Патроклов.
Казаки не вправе забывать кровавые тени палачей Казачества: Янкеля Свердлова, Лейбы Бронштейна (Троцкого), Ульянова-Бланка (Ленина), по приказу которых их подручные разоряли хутора и станицы, растаскивая по бревнышку казачьи курени, за малейшее сопротивление расстреливали на месте без суда и следствия. Пламенные революционеры, борцы за социалистический выбор, железные рыцари марксизма, которых мы по праву зовем верными ленинцами. Какой кровавый шабаш устроили они на просторах России.
Один из "теоретиков”, И. Рейнголъд (в 1919 г. - член Донбюро!), писал Ленину: "Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством: ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица - вооруженный лагерь, каждый хутор - крепость”. Именно по настоянию Ленина, ненавидевшего Россию и все русское, в годы гражданской войны поголовно был уничтожен цвет русской нации и на долгие годы над Россией опустилась кровавая мгла. Началась эпоха советского рабства. «Ленинская гвардия» маршировала по грудам обезображенных трупов, в потоках казачьей крови.
Сентябрь 1918 года:
«Что касается казачества, то здесь мы имеем слой населения из богатых, мелких и средних землевладельцев. Здесь можно усмотреть основу для русской Вандеи».
(ПСС, т. 34, стр. 219)
Из речи на митинге:
«Наша победа над казаками обеспечена».
(т. 38, стр. 34)
Тов. Раковскому, Антонову-Овсеенко, Подвойскому, Каменеву.
«Во что бы то ни стало, изо всех сил, и как можно быстрее помочь нам добить казаков и взять Ростов, хотя бы ценой временного ослабления на Западе Украины, ибо иначе грозит гибель».
(т. 50, стр. 290)
Петроградским большевистским организациям:
«Следующие меры я обсудил с Троцким: на Дон отправить тысячи три питерских рабочих, негодных к войне и невооруженных. Цель – наладить дела, обессилить казаков, внутри разложить их, поселиться среди них, создать группы по деревням и т.т.».
(т. 50, стр. 296)
Геноцид казачества санкционировал лично Ленин, собственноручно написавший проект соответствующего постановления Политбюро ЦК РКП(6) от 14 октября 1920 года
(см. Ленин В.И. ПСС, т.41, с.342).
Сравнительно легко, опираясь на беднейшие слои населения, люмпенов, пьяниц, мародеров, дезертиров и откровенных уголовников, создав зловещую сеть ЧК, большевики ликвидировали физически: титулованную знать, дворян, помещиков, заводчиков, интеллигенцию. К 1919 году фактически было уничтожено православное духовенство. Настала очередь и казаков – большевики понимали, что без уничтожения Казачества их господство невозможно.
Записки по прямому проводу Реввоенсовета Южного фронта в Центр о судьбе пленных казаков.
№ 1241 г. Козлов
9 февраля 1919 г.
Москва, Кремль - Предреввоенсовет Республики Троцкому. Серпухов - Главкому Вацетису. Москва - Совет обороны Ленину
Реввоенсовет Южфронта просит безотлагательно разрешить вопрос о порядке направления пленных казаков в тыл, указав пункты. По нескольку тысяч таких пленных в армиях фронта дальше содержаться не могут, грозя распространением эпидемии и требуя охраны, размещения, обмундирования. Не имея точных указаний о пунктах сосредоточения пленных в глубоком тылу. Реввоенсовет лишен возможности организовать отправления.
Необходимы концентрационные лагеря с полным изъятием казачьего элемента из пределов Донской области и полосы фронта.
Реввоенсовет Южфронта: Гиттис, Ходоровский Управдел В.Плятт
РГВА. Ф.33987. Оп.1. Д.95. Л.68. Телеграфный бланк.
"Предсказывается пройти огнем и мечом местность."
Директива Реввоенсовета 8-й армии о борьбе с восставшими казаками № 1522 17 марта 1919
Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое-либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Нет жалости к предателям. Всем частям, действующим против восставших, приказывается пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом, дабы у других станиц не было бы и помысла о том, что путем предательского восстания можно вернуть красновский генеральско-царский режим, мы терпим и отогреваем у себя на груди змею измены и предательства вековых царских холопов - казаков. Будем же решительны, будем беспощадны в своей борьбе.
Реввоенсовет 8-й [армии] И.Якир, Я.Вестник
РГВА. Ф.24380. Оп.7. Д.168. Л.213, 213 об. Заверенная копия.
Дорого обошлась революция Казачеству. Только на Дону, где к 1 января 1917 года проживало 4 428 846 человек, на 1 января 1921 года осталось 2 259 973 человека. По сути, был «вырезан» каждый второй. Такая же картина была и по всем остальным территориям казачьих Войск.
И это был Первый удар.На основании закона №№ 86-90, принятого Законодательными Палатами США 6-8 июля 1959 года Конгрессом США учреждена Неделя Порабощенных Народов.
«... и так как империалистическая политика коммунистической России - путем прямой или косвенной агрессии привела к потере национальной независимости и порабощению: Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Казакии, Туркестана и других.,...» «... и так как нам подобает официально и надлежащим образом показать этим народам, исторически неопровержимо, что народ Соединенных Штатов сочувствует их стремлению вновь обрести свободу и независимость,»
«Международный Пакт о гражданских и политических правах» принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1956г., вступил в силу 3.01.1976г.
после ратификации 35-ю государствами, в том числе – Белорусской ССР, Украинской ССР, СССР
статья 1
1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие
2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права.
3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава ООН, поощрять право на самоуправление и уважать это право».
С развалом СССР для терцев, чудом оставшихся в родовых гнездах, вернулись двадцатые годы. По данным штаба Терского казачьего войска, территории Чечни и Ингушетии с 1991 по 1994 год покинули 54 тысячи казаков и казачек (всего, по данным ФМС, эту территорию покинули более 300 000 представителей русскоязычного населения), более 12 тысяч казаков и казачек было убито и пропало без вести (общее число жертв сепаратистов, по данным МВД РФ, 30 тысяч человек). Этот новый виток геноцида можно проиллюстрировать на примере станицы Ассиновской, где было убито 49 человек, все жительницы станицы (казачки, русские, украинки, армянки) в возрасте от 12 до 80 лет изнасилованы, осквернена и сожжена православная церковь, один священник убит, другой похищен.
Сегодня в станице осталось лишь несколько стариков нечеченцев. Все дома и имущество или брошены жителями, или отняты чеченцами. Жители станицы неоднократно обращались с письмами в различные органы власти России. Безрезультатно. В Ассиновскую приезжал «правозащитник» С.А. Ковалев. Для того, чтобы уговорить жителей подписать письмо… в поддержку Дудаева. Сегодня Грозный и вся Сунженская долина «свободна от казаков», как сказали бы немцы.
Вместе с тем, изданные в «эпоху перестройки» государственные нормативные акты в отношении Казачества не выдерживают никакой критики и носят явно заказной характер. Содержащиеся в них определения Казачества не только не верны по сути, но и во многом не выдерживают даже поверхностной научной критики. Так например, во второй статье Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (№ 1107-1 от 26 апреля 1991 г.) говорится: «Репрессированными признаются народы (нации, народности, этнические группы и иные культурно-этнические общности людей, например, Казачество), в отношении которых по признакам национальной и иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений».
К сожалению, эти правительственные решения, где казаки при реабилитации приравнивались к другим репрессированным народам, не прибавили ясности в положении Казачества.
Возрождение казачества проходило под лозунгами признания казачьих территорий, возрождения казачьего самоуправления и защиты русскоязычного населения в ближнем зарубежье. Властным структурам пришлось считаться (правда, с оговорками) с требованиями признать особенности казачьего движения, особый статус казачьего землепользования, воссоздание казачьих воинских формирований, казачьего самоуправления, налоговые льготы взамен военно-государственной службы и производство сельхозпродукции, возрождение православия. Модное в последнее время утверждение о том, что в начале 90-х годов казачьи общества были сборищем "ряженых" вечно пьяных маргиналов, для которых отсутствовало понятие элементарной дисциплины, не выдерживает критики.
О наличии порядка и дисциплины говорят многочисленные факты проведения казаками хорошо спланированных многотысячных общественно-политических акций, в том числе и акций гражданского неповиновения. И в данном случае немногочисленные негативные проявления в казачьей среде, как и факт разобщенности казачьего движения, явившегося следствием идеологической неопределенности, не позволяют делать какие-либо обобщения, лишь подчеркивая, что казачье движение всё-таки состоялось. На период начала 90-х годов приходился наивысший пик казачьей активности, когда казаки "стояли" наиболее близко к разрешению вопроса о вхождении во власть. Власти всех уровней на тот период находились в состоянии растерянности, и охотно давали различные обещания, т.е. делали всё, что бы сбить накал казачьих страстей. В этот период особенно ярко проявилось двойственное отношение к казачьим обществам со стороны государства. Почувствовав в казаках реальную силу, политические деятели России уже не могли не замечать такое яркое проявление общественной жизни, каким являлось казачество. Оставался единственный проверенный путь уговоров, обещаний и громких декларативных заявлений, призванных оттянуть время и пустить казачье движение по нескольким альтернативным направлениям. Многочисленные требования казаков о полноценном признании казачьего движения всё же начали находить свой отклик в виде нескольких появившихся к середине 90-х годов правовых актов. Так в первой половине 90-х годов родилась идея, которая была воплощена Указом Президента РФ от 9 августа 1995 года № 835 в общественно-правовое явление под названием "государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации".
Когда казаки и другие патриоты вдруг начинают петь хвалу Ельцину, это выглядит столь же нелепо, как если бы часть овец вдруг закричала: "Любо волку!" лишь за то, что он дал им лишний день откормиться на травке, съев за сегодняшним обедом другую часть стада. Но суть волка этим не изменишь! Сколько бы не кричать волку "Любо!", все равно он будет питаться овцами - до тех пор, пока не съест все стадо.
Не было никогда в Российской Империи реестровых казаков. Реестровые казаки, то есть наемники, были в Речи Посполитой. Сам термин "реестр" означает – учет, опись, то есть, реестр – это учет казаков-наемников в Речи Посполитой. А применение этого термина Администрацией Президента Российской Федерации означает не что иное, как очередное одурачивание, околпачивание доверчивой, глуповатой части казачества. Какими бы ни были Казачьи войска России – но именно они являются правопреемниками исторических казачьих войск России и их общинных, войсковых земель, обильно политых потом и кровью казачества.
Лишь одним своим названием "войсковые казачьи общества" так называемые реестровые казаки, являющиеся членами этих объединений, отказываются навсегда от всех прав правопреемственности казачьих войск, своих общинных войсковых земель, да и от славных воинских традиций казачества тоже. Поэтому и назвало вольное российское казачество реестровых казаков – кастрированным казачеством, купленным Администрацией Президента Российской Федерации за запах похлебки.
Ещё в стадии обсуждения идеи государственного реестра у её сторонников возникли оппоненты. Внутриказачьи противоречия, казавшиеся сначала отвлеченным спором "государственников" со сторонниками широкой казачьей политической самостоятельности, вылились в серьезный раскол в казачьем лагере, продолжающийся до сих пор. К сожалению, данный конфликт не имел под собой платформу каких-либо принципиальных идеологических различий, исходил из амбициозных устремлений некоторых казачьих лидеров, желающих быть первыми, и сводился к банальным взаимным обвинениям. Так "общественники" нередко обвиняли "реестровых" в том, что они служат "антинародному правительству Ельцина. Обратные претензии складывались из следующей формулы: "мы, реестровые, настоящие казаки, и несем государственную службу, а общественники - "ряженые", и атаманы их - самозванцы". Налицо проявление демагогии, которую нередко использовали в пропагандистских материалах обе стороны. По сути власти использовали идею реестровой госслужбы для уничтожения возрождения казачества на корню.
Это и есть Второй удар.Наконец, мы переходим к третьей части нашего повествования, отсчётом которой послужил Федеральный Закон № 154 «О государственной службе российского казачества», подписанный Президентом РФ В.В. Путиным 5 декабря 2005 года. Эта дата вам ничего не напоминает? Весь советский народ именно 5 декабря «восторженно» отмечал День сталинской Конституции. Вот уж история повторяется дважды. И что же регулирует данный закон? Деятельность казачества? А что такое казачество? Что в юридическом плане оно представляет? Сословие? Но это противоречит Конституции РФ. Народ? Так почему же он получает специальное регулирование по национальному признаку? Пока не определимся в терминах мы так и будем считаться «всяких земель беглыми людьми». «Если не знаешь, куда плывёшь, ни один ветер не будет попутным», – сказал когда-то мудрый римлянин Сенека.
В Госдуме более 10 лет создавался проект закона о казачестве усилиями депутатов, активистами казачьих объединений, правоведов. Проводились "слушания", "круглые столы", многочисленные консультации с администрацией президента и правительства. В совместном проекте был чётко прописан статус казачьих общин на основе традиций, культуры, жизненного уклада казачества. Но коллективному труду президент предпочёл свой, личный.
Может быть, хотел как лучше, но получилась… "отмазка", "очередная галочка", говорят казаки. Ничего, что должно быть в таком узко тематическом законе, нет. Даже определения расплывчаты: "российское казачество — граждане РФ, являющиеся членами казачьих обществ"; казачество имеет "равный доступ к государственной службе", осуществляет это право "в соответствии с законодательством РФ", "на иную деятельность российского казачества закон не распространяется"; "реализация принципов осуществления российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе".
Да и не о казачестве закон, а всего лишь о желании президента подгрести под себя неплохо организованные казачьи структуры. Взамен обещанного казакам закона появилась отписка с употреблением слова "казачество", которая ввела "в правовые рамки" ношение казачьей одежды. К тому же за общими фразами статей президентского закона скрыто тайное стремление поделить казаков на элиту, приближенную к президенту, и всех остальных. "Законопроект пустой, он ничего не даёт казачеству"; "обрезанный, ущемлённый закон для казачества"; "создаёт опасность расчленения казачества"; "не отражает сути внутренней казачьей жизни", так говорили на пленарном заседании палаты депутаты Госдумы.
Согласно положений закона казаком может стать любой гражданин, достигший 18 лет и выразивший желание нести «тяготы» государственной службы. Нет ни слова о казачьем происхождении, национальности, православном вероисповедании. И что же получается? Дорвавшееся до государственной службы бандитско-коррумпированное чиновничество всех уровней по праву и закону может считать себя казаками? Сегодня коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников.
Коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. Нынешний поворот Кремля к казачеству есть просто следствие катастрофичности ситуации. Пришло время вспомнить о казачестве. И это никак не отменяет того факта, что политика Кремля как и в девяностые годы так и в путинское пятилетие это, де-факто, продолжение ельцинской политики вытеснения, уничтожения казачества. Самый главный метод - выхолащивание сути казачьего движения, постановка в руководство контролируемых атаманов. Их задача - контролировать движение "изнутри", не давать ему развиваться.
Новость последнего часа: вступили в силу сразу четыре президентских указа, касающихся казачества. Речь идет об указах "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ", "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ", "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ" и "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ".
Однако и здесь допущена явная недоработка, давным-давно пришла пора сменить сатанинские пятиконечные звезды на Православные восьмиконечные. К счастью, уже стали появляться казаки с русскими звездами на погонах. Когда говоришь с казаками о том, что они носят на плечах масонскую символику, они обычно отвечают, что так было принято до революции. Но до революции было совершено тысячи ошибок и преступлений, которые и привели к Февралю, а затем и к Октябрю. Зачем эти ошибки повторять? Чтобы опять прийти к смуте? Как можно бороться за торжество Православной веры, имея на плечах сатанинские звезды, причем не по принуждению, как, например, военные и милиционеры, а по доброй воле?..
Честно говоря, само по себе подписание указов вряд ли стоило бы особого внимания. Формально три из них решают чисто "технические" вопросы: уточняют, расширяют, детализируют содержание "казачьих" указов и положений, подписанных еще первым президентом России Борисом Ельциным.
Казачество в современной России нужно власть предержащим только в том виде, в каком оно им выгодно, и только в той мере организованности, в какой оно служит их интересам. Выход же за отведенные рамки невозможен. Реальное, а не декоративное возрождение казачества, как широкого социально востребованного движения входит в противоречие с реалиями современной российской административной и правоохранительной системы. Люди с чувством собственного достоинства, способные к самоорганизации, опасны для властей всех уровней. Но и сохранение нынешнего положения вещей есть прямой путь к катастрофе, что уже осознается самой властью.
И тут необходимо сделать главный вывод. Особая выработанная веками казачья ментальность с принципами общинности и взаимопомощи, мобилизационности, внутреннего поведенческого кодекса служения вышей идее, (религиозной или государственной), которой с легкостью приносятся в жертву личные интересы — всё это является по сути средневековым, подобным рыцарскому, типом мироотношения, принципиально отличным от либерально-протестантского типа. И казачья ментальность в принципе не совместима с принудительно насаждаемыми в России либеральными мировоззренческими конструктами, где главными ценностями провозглашаются индивидуализм, аморальный прагматизм, примитивный, основанный на "высшей сверхценности" — деньгах, гедонизм.
По экспертным оценкам, в России около 7 миллионов человек, которые причисляют себя к казакам. Из них членов реестровых (находящихся на государственной службе) войсковых казачьих обществ – около 800 тысяч человек. Остальные – "общественники", или как любовно называют их друзья казачества, - «ряженые». По прошествии 20 лет пора, наконец, окончательно определиться, куда идти.
Нынешнее неопределенное, мутное состояние кому-то очень выгодно – но только не настоящим казакам!