Большинство современных
экспертов утверждает, что, глобальное экономическое и политическое лидерство
Китая это только вопрос времени. Методы Китая по расширению своего влияния в
корне отличаются от тех методов, которыми исторически пользовались влиятельные
государства своего времени. Этот метод можно охарактеризовать как «мягкая
поступь железного дракона», т.е. не вступая в прямое, военное или политическое,
противостояние, за исключением отдельных случаев, Китай с помощью экономики
завоевывает мир. Государственные компании Китая стремятся к вхождению в любые
экономические сферы других государств, стремясь к полному, насколько это
возможно, контролю, при этом они готовы платить более высокую, чем рыночная,
цену и сотрудничают с любыми политическими режимами руководствуясь только
своими интересами.
В настоящее время Китай
является одним из крупнейших деловых партнеров Республики Казахстан. Ключевыми
аспектами рассмотрения обоюдовыгодного сотрудничества являются
топливно-энергетические проекты и проекты, связанные с использованием
гидроресурсов.
В 2000 г. товарооборот
между двумя странами достиг 1,5 млрд. долларов США, по итогам 2007г. составил
$8 млрд, к концу 2009г. ожидается в размере $10, а к концу 2015 года
товарооборот ожидается на уровне $15 млрд.
Одним из основных
параметров сотрудничества является ТЭК.
С 1996 г. Китай вступил
в ряды крупнейших импортеров нефти в мире. Сейчас более 30% внутрикитайского
спроса покрывается за счет импорта. Предполагается, что к 2010 г. объем импорта
нефти достигнет 120 млн.т, а к 2020 - 210 млн.т. при этом Китай отводит одну из
ключевых ролей Казахстану в области сотрудничества в ТЭК. На сегодняшний день
т.к. добыча энергетических ресурсов в Казахстане постоянно растет, и может
составить 150 млн. тонн в 2015 году, что заставляет Китай испытывать особый
интерес к казахстанской нефти. Также немаловажным фактором в пользу
казахстанских энергоресурсов является общая граница Казахстана и Китая, что
выгодно выделяет Казахстан на фоне других поставщиков энергоресурсов.
Саудовская Аравия, Иран, Ангола и перспективный поставщик нефти Венесуэла
находятся на значительном расстоянии от Китая, и в случае возникновения
каких-либо конфликтов, в том числе и военных, Пекин может быть отрезан от них,
что крайне негативно скажется на экономике Поднебесной. Необходимо отметить,
что Пекин осознает эту опасность и стремится диверсифицировать поставки
энергоресурсов. Одной из первых «ласточек» этого явился ввод в 2006 году в
эксплуатацию первой ветки «Атасу-Алашанькоу» - нефтепровода «Казахстан-Китай»
мощностью 10 млн. тонн в год. К концу 2009 года планируется завершить
строительство второй ветки «Кенкияк–Кумколь». После этого мощность нефтепровода
составит 20 млн. тонн.
Помимо нефтепровода
планируется постройка газопровода «Западный Казахстан – Западный Китай», в
результате чего Казахстан получает альтернативного России покупателя. Также у
Казахстана появляется возможность обеспечить южные регионы своей страны газом,
которые сейчас используют газ из Узбекистана. После проведенных в 2005 году
совместных казахстанско-китайских исследований «Ресурсная база Казахстана» и
«Анализ рынка газа Китая» китайская сторона заявила о потребности в
казахстанском газе на целевых рынках в объеме 8—10 млрд. куб. м в 2010 году и
30 млрд. куб. м в 2020 году. При этом Казахстан рассматривает возможность
использования газопровода «Западный Казахстан – Западный Китай» для
транспортировки газа в Китай в качестве альтернативного существующим
направлениям поставок казахстанского и среднеазиатского газа на экспорт. Пекин,
в свою очередь, решает свои потребности в энергоресурсах, которые ежегодно
увеличиваются примерно на 30% в год путем получения прямого доступа к
энергоресурсам своих соседей. Для этого Китай активно выступает крупным
экономическим донором для своих соседей, пострадавших от мирового кризиса.
Сотрудничество с Китаем выгодно Казахстану и для улучшения своей энергетической
инфраструктуры, т.к. с помощью Китая Казахстан может модернизировать
существующие и построить новые нефтеперерабатывающие мощности.
Помимо энергоресурсов в
казахско-китайских отношениях особняком стоит сфера водных ресурсов. После
урегулирования пограничных вопросов с Китаем путем уступки большей части
спорных территорий, Казахстан, можно сказать, определил свою позицию как –
достижение консенсуса любым путем. После того как Китай решил вопросы
пограничных территорий, в основном в свою пользу, страны взялись за
рассмотрение вопросов связанных с перераспределением водных ресурсов
трансграничных рек, прежде крупнейших Или и Черного Иртыша. Согласно 58 статье
водного кодекса КНР, Китай рассматривает водные ресурсы трансграничные рек в
свою пользу, не подписывая при этом Международную конвенцию по трансграничным
рекам и озерам. С перераспределением водных ресурсов прежде всего связаны
промышленное и сельскохозяйственное развитие одного из самых проблемных районов
Китая - Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), который находится на
границе с Казахстаном и Кыргызстаном. Но весьма вероятно и то, что реализуя
программу перераспределения водных ресурсов, Китай стремится не только решить
свои внутренние проблемы, но намерен оказывать давление на Республику Казахстан
с целью его превращения в сырьевой придаток для своей развивающейся экономики.
Правительство Китая
стремится развивать западные и северо-западные районы страны, которые очень
сильно отстают по уровню развития от восточных и юго-восточных провинций. В
последние годы средний рост экономики СУАР составляет в среднем 7%, что говорит
о позитивных тенденциях в развитии района. Эгоистичное поведение Китая можно
оправдать тем что:
1. С ростом экономики
СУАР возрастет потребность в людских ресурсах, что в свою очередь должно
уменьшить поддержку уйгурских сепаратистов.
2. При увеличении
количества квалифицированных кадров повысится качество жизни населения, что
приведет повышению общего уровня жизни в СУАР.
3. Учитывая нехватку
квалифицированных кадров в СУАР, будет оправдано переселение подготовленных
кадров других национальностей из других провинций Китая.
Однако, для Пекина
решение данной экономической программы может иметь и несколько другое
стратегическое значение:
1. Создание мощного
промышленного района позволит Китаю более тесно сотрудничать Казахстаном,
привязывая его к Китаю экспортной «удавкой», т.к. Казахстан на данный момент
может экспортировать свои ресурсы только через Россию, с которой и конкурирует
на мировых энергетическом и зерновом рынках. Помимо энергоресурсов и зерна
Китай интересуют богатые полезными ископаемыми недра Казахстана.
2. Функционирование
промышленного района в приграничном регионе позволяет говорить об экономической
экспансии Китая в Казахстан, которую китайские производители производят по
сложившемуся сценарию, подавляя местных производителей более дешевыми и
зачастую не менее качественными товарами. Что опять может привести к тому, что
Казахстан постепенно превращается в сырьевой придаток китайской экономики.
3. И логическим
завершением политики Китая в отношении Казахстана – обеспечение прокитайской
ориентация Казахстана. А в более отдаленной перспективе - возможное усиление
агрессии во внешней политике Китая.
В целом действия Китая
можно расценивать, как стремление поставить Казахстан в зависимость от Китая.
Дозированная подача воды в крупнейшие промышленные города и для сельского
хозяйства, не говоря уже об простом населении, заставит власти Казахстана идти навстречу
пожеланиям китайской стороны во внешней и внутренней политике. Высока
вероятность, что Пекин может вынудить Астану полностью открыть свою экономику
для китайских предпринимателей, чему Казахстан, пока, противится. Китай готов
инвестировать значительные средства в экономику Казахстана, по сути, не только
вкладывая в экономику, но и в политику, «покупая» положительное отношение со
стороны простого населения путем модернизации производств и увеличения
количества рабочих мест.
Введение в строй нефте и
газопровода также «привязывает» Казахстан к Китаю. Это тем более актуально, что
в вопросах транзита энергоресурсов и железнодорожных перевозок Казахстан во
многом зависим от России, своего конкурента на рынках энергоресурсов и зерна, в
то время как Китай зачастую даже не торгуется при покупке ресурсов.
Время подходит к тому,
что в Центральной Азии скоро будет один внешнеполитический ориентир, без
компромиссов.
Азат
Дюшебаев
источник
- easttime.ru