Кому в ТС жить хорошо?
Создание Таможенного
союза вызывает наибольшие опасения в Казахстане
С начала этого года
формирование Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии является главной
«интеграционной» темой постсоветского пространства. Внимание, уделяемое ей в
средствах массовой информации, форумах и блогах, связано не только с неожиданно
быстрым после долгих лет проволочек согласованием основных документов.
Повышение импортных пошлин, влекущее за собой общий рост цен и подорожание
товаров массового потребления, напрямую сказывается на уровне жизни населения.
Особо сильные опасения
высказываются в связи с этим в Казахстане, обладающим в отличие от России и
Белоруссии гораздо менее развитой обрабатывающей промышленностью, и потому
вынужденным гораздо значительнее повышать ввозные пошлины на большинство
импортируемых товаров.
Тот факт, что главный
инициатор создания Таможенного союза - Казахстан - является наиболее
пострадавшей страной, признают и сами казахстанские власти. Поэтому проблемы
формирования общего таможенного пространства наиболее часто обсуждаются Россией
именно с Казахстаном. 3 марта в Москве состоялись переговоры председателя
правительства РФ В. Путина с премьер-министром Казахстана К. Масимовым. По информации пресс-службы российского правительства, на них
обсуждались вопросы сотрудничества в космической, военно-технической,
топливно-энергетической, атомной, транспортной отраслях, военно-техническое
сотрудничество, а также взаимодействие в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ,
формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.
По неофициальным же
данным, главной причиной визита стала озабоченность Казахстана по поводу
распределения таможенных платежей, собираемых в рамках единого таможенного
пространства.
Этот вопрос является
крайне чувствительным для всех участников союза, поскольку таможенные сборы
составляют более половины их государственных бюджетов.
Основной
проблемой формирования Таможенного союза сегодня является согласование единого
таможенного кодекса – главного документа, который будет регулировать
экспортно-импортную деятельность входящих в него государств. 2 марта первый
заместитель председателя правительства России И. Шувалов во время встречи с
премьер-министром Казахстана К. Масимовым заявил, что все процедуры по
Таможенному кодексу планируется завершить к 10 апреля, после чего можно будет
приступать к ратификации документа. По его словам, «мы приняли ключевые решения по
поправкам в Таможенный кодекс, согласовали позиции, которые устраивают все три
стороны (Белоруссию, Казахстан, Россию), и мы готовы запускать государственные
процедуры». Фактически И. Шувалов признал, что наиболее острым на сегодняшний
день является вопрос распределения таможенных пошлин. «Мы спорили, но нашли
компромиссное решение, – отметил он. - В итоге, вместе с национальными банками
мы договорились по способу зачисления денежных средств на национальные счета»,
то есть «по существу и по процедурам мы договорились обо всем, что нам необходимо
для того, чтобы запускать Таможенный союз».
Согласно
расчетам, основанным на макроэкономических пропорциях трех стран, России должно
достаться 93% всех таможенных сборов, а Казахстану и Белоруссии – по 3,5%. В
результате Казахстан, как отмечают «Известия», терял около 500 млн. дол., и его
долю решено было увеличить до 7,5%. Решению этого вопроса, по-видимому, и были
посвящены переговоры казахстанского премьера К. Масимова с И. Шуваловым и В.
Путиным.
Причем выросла ли по итогам пересчета доля Белоруссии – неизвестно.
Решающим для
формирования Таможенного союза станет середина 2010 г. 21 мая в Москве
планируется провести заседание Таможенного союза на уровне глав правительств. К
1 июля должны быть согласованы основные принципы работы Таможенного пространства,
а с 1 января 2012 г. - заработать единое экономическое пространство (ЕЭП)
России, Казахстана и Белоруссии. Идеология формирования Таможенного союза во
многом повторяет принципы Евросоюза. На всей его территории планируется
отменить внутренние таможенные барьеры, создав условия для свободного
перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В перспективе Таможенный
союз России, Белоруссии и Казахстана, как заявил 5 марта на международном
экономическом форуме совета стран СНГ И. Шувалов, можно трансформировать в
единое валютное пространство. Пока же главным является создание единого
таможенного пространства, для чего необходимо согласовать взаимодействие на
внешних границах союза. Ситуация осложняется тем, что ранее каждая таможня
ориентировалась на защиту суверенных интересов своего государства, теперь же ей
придется отстаивать интересы, как минимум, трех стран.
В оценках благоприятных
последствий создания Таможенного союза для России эксперты практически
единодушны.
Поскольку за основу
единого таможенного тарифа по абсолютному большинству товарных позиций были
приняты российские пошлины, Белоруссия и Казахстан свои таможенные ставки были
вынуждены значительно повысить, тогда как РФ их почти
не изменила. В результате Россия получает возможность существенно расширить
рынки сбыта для своих товаров, причем не только продукции
топливно-энергетического, металлургического и химического комплекса,
составляющего основу экспорта в страны Евросоюза, но и продукции
машиностроения.
О характере
торгово-экономических отношений России с партнерами по Таможенному союзу
свидетельствует товарооборот с Казахстаном. В прошлом году объем торговли между
двумя странами, сократившись по сравнению с докризисным
2008 г. на треть, составил 12,83 млрд. дол. При этом российский экспорт
составил 9,15 млрд. дол., а импорт из Казахстана -
3,68 млрд. дол. Основными статьями российского экспорта являлись минеральные
продукты (29,3%), машины, оборудование и транспортные средства (19,2%), металлы
и изделия из них (17,9%), а также продукция химической промышленности (11,2%).
Главными статьями казахстанского экспорта в Россию являлись минеральные
продукты (53,5%), металлы и изделия из них (18,9%), а также продукция
химической промышленности (16,0%). Кроме того, Казахстан является важным объектом
для российских инвестиций. По данным Федеральной таможенной службы России, в
Казахстане действует около 3 тысяч предприятий с участием российского капитала,
а общий объем российских инвестиций превышает 7 млрд. дол. Среди
крупнейших инвесторов – «Лукойл» (4,5 млрд. дол.), «Газпром» (1 млрд. дол.),
«Интер РАО ЕЭС» (0,2 млрд. дол.) и «Русал» (0,4 млрд. дол.). Торговые
связи с Казахстаном имеют 76 субъектов РФ (около 90%), а на долю и приграничной
и межрегиональной торговли приходится около 70% двустороннего товарооборота.
Однако в самом
Казахстане вступление в Таможенный союз воспринимается крайне настороженно.
О восприятии таможенной
интеграции красноречиво свидетельствуют названия посвященных ей статей в
популярной казахстанской газете «Караван», ориентированной на массового
читателя: «Куда катимся?», «Во что мы вступили?», «Депутаты проснулись?», «Кому
в Таможенном союзе жить хорошо?», «Придется умерить аппетиты», «Цены растут по
самые помидоры!».
Главный предмет
недовольства населения – рост цен на импортные товары, который с начала года по
ряду позиций достиг уже 40-50%. Сотрудник Казахстанского института
стратегических исследований Санат Кушкумбаев в интервью «Известиям» объяснил
это реакцией рынка на неопределенность, причем в ближайшее время ситуация легче
не станет. Дело в том, что отмена внутренних таможен между Россией, Казахстаном
и Белоруссией будет осуществляться поэтапно. Вначале таможенный контроль
планируется отменить для крупного бизнеса, потом для среднего, а с 1 января –
2012 г. – для мелкого. В первое время особенно трудно придется «челнокам»,
которые ранее могли ввозить товар почти беспошлинно. Согласно прежним правилам
занимающиеся мелкой торговлей лица, численность которых составляет в Казахстане
около 300 тыс. чел., имели право ввести без
оформления, внесения кодов, уплаты НДС и таможенных пошлин до двух тонн груза,
уплатив лишь 0,5 дол. США за каждый килограмм. С 1 июля такая возможность
исчезнет. Впрочем, по мнению председателя Торгово-промышленной палаты Астаны
Татьяны Кононовой, которое приводит казахстанская газета «Мегаполис»,
существенного подорожания импортных товаров не произойдет, так как частные
предприниматели для удержания клиента будут вынуждены снижать норму прибыли,
которая в ряде случаев доходит до 200%.
В некоторых секторах
рынка создание Таможенного союза приведет не к увеличению, а к сокращению числа
рабочих мест. В скором будущем исчезнет потребность в услугах таможенных
брокеров, специализировавшихся на оформлении перевозимых между Казахстаном,
Россией и Белоруссией грузов, так как с 1 июля таможенное оформление будет
отменено. Кроме того, для занятия брокерской деятельностью необходимо будет
внести на депозит в таможенный орган обеспечение в размере 1 млн. евро или
предоставить банковскую гарантию на эту сумму, что неизбежно приведет к
закрытию или слиянию части компаний, которые вынуждены
будут объединяться.
Одной из главных причин
недовольства является рост цен на импортные автомобили, стоимость таможенного
оформления которых с 1 января резко возросла. «Караван» приводит расчеты
местных автодилеров, согласно которым при покупке «Тойоты Камри» 2004 года
выпуска за 5 тыс. дол. стоимость
ее таможенного оформления составит 11,5 тыс. евро, тогда как раньше она
равнялась бы всего 1,4 тыс. евро. Ситуация усугубляется тем, что многие
заказали себе автомобили за рубежом еще до нового года, и теперь вынуждены
оплачивать их таможенное оформление по гораздо более высоким ценам. По словам вице-министра индустрии и торговли Жанар Айтжановой сейчас
Казахстан ведет с Россией переговоры с тем, чтобы вернуться к прежним
таможенным ставкам, которые действовали до введения РФ высоких антикризисных
пошлин с целью защиты внутреннего рынка. Причем Казахстан в рамках Таможенного
союза несет не только потери, но и получает существенные выгоды, экономический
эффект которых гораздо выше, в частности – доступ к инфраструктуре России и
Белоруссии. Однако подорожание товаров массового потребления воспринимается
населением гораздо более болезненно.
Вступление в Таможенный
союз вызывает растущее неприятие и среди казахстанской элиты, критикующей его
как по идейно-политическим, так и экономическим соображениям. Президент фонда
имени Болатхана Тайжана, кандидат экономических наук Мухтар Тайжан, выступление
которого на заседании дискуссионного клуба «АйтПарк» цитирует казахстанская
газета «Панорама», считает борьбу с Таможенным союзом «объединительной площадки
для всех граждан страны», страдающих от него «своим карманом». Опасения М.
Тайжана вызывает неравноправие союза, связанное с различием экономических
потенциалов его участников. «Россия без согласования с партнерами выкупила долю
у Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме, - заявил он, - В прошлом году
был запрещен ввоз мяса из Казахстана и молока из Белоруссии. Россия спокойно идет
на односторонние шаги, не согласовывая их с партнерами. И слон никогда не будет
их согласовывать с моськой. Россия самодостаточна. А у нас своего производства
нет...».
Примечательно, что
вступление Казахстана в Таможенный союз не является, по мнению М. Тайжана,
«решенным раз и навсегда», так как «есть международно-правовые механизмы выхода
из таких структур».
Отношение русского
населения Казахстана к вступлению в Таможенный союз более позитивно. Само по
себе объединение с Россией вызывает у него положительный отклик. На вопрос
ведущего клуба Н. Еримбетова о том, «хотим ли мы быть единым целым с Россией» и
«опять во многом потерять возможность принятия самостоятельных решений», один
из участвовавших в заседании русских заметил: «иногда кажется, что да…». При
этом по данным известного социолога Г. Илеувовой, «все меньше людей, в том
числе и среди русских, поддерживают интеграционные объединения». Однако главной
причиной их опасений является рост цен и снижение уровня жизни, а отнюдь не
макроэкономические и геополитические последствия таможенной интеграции.
Противоречия
формирования Таможенного союза хорошо видны на примере Западно-Казахстанской
области, имеющей самую протяженную (1532 километра) границу с Россией. С одной
стороны, жителям Бокейординского и Жанибекского районов гораздо выгоднее и
удобнее делать покупки в Волгограде и Саратове, чем ехать за сотни километров в
областной центр Уральск. С другой стороны, занимающиеся розничной торговлей
бизнесмены, привыкшие получать по 100-200% прибыли, опасаются, что их бизнес
понесет потери. В то же время, снятие таможенных постов устранит закладываемую
в цену товара коррупционную составляющую, а открытие рынка для российских
товаропроизводителей в условиях неразвитости в Казахстане собственной
промышленности должно привести к снижению цен.
В ряде случаев рост цен
связан не со вступлением Казахстана в Таможенный союз, а с желанием
предпринимателей заработать на волне слухов о предстоящем подорожании продуктов
питания и товаров массового потребления. С этим фактором казахстанские
таможенники связывают резкий рост розничных цен на фрукты и овощи в Южном
Казахстане, оптовая стоимость которых оказалась в 3-4 раза ниже рыночной.
В США и ЕС создание
Таможенного союза пробудило старые страхи по поводу возрождения Советского
Союза.
Как
следствие, западные СМИ акцентируют внимание главным образом на негативных
последствиях таможенной интеграции для населения. Американское
Интернет-издание «Transitions Online» в статье «Рождение почти Советского
Союза» отмечает, что «Создание…Таможенного союза России, Казахстана и
Белоруссии стало явным шагом к давней цели Кремля – экономической реинтеграции
бывших советских республик», причем ведущую роль в нем «будет играть российское
правительство». Ссылаясь на мнение аналитиков, издание полагает, что «Кремль
намерен воссоздать обновленную версию Советского Союза – по крайней мере, на
экономическом уровне». Среди отрицательных моментов интеграции для Казахстана
«Transitions Online» отмечает рост цен на автомобили, медикаменты, импортную
одежду, кожаные изделия, обувь и парфюмерию, а также явные преимущества,
которые получат в течение первых лет на казахстанском рынке российские
производители. Главные же опасения Запада связаны с тем, что к Таможенному
союзу присоединиться Украина, что позволит России восстановить свое влияние в
Евразии, после чего под ее давлением окажутся страны Прибалтики, а также
входившие ранее в Организацию Варшавского договора государства Центральной и
Восточной Европы.
В концентрированном виде
опасения США по поводу создания Таможенного союза сформулировал бывший глава
ЦРУ, руководитель американского аналитического центра «Stratfor» Джордж
Фридман. По его словам у России, Белоруссии и Казахстана уже были отношения «в
форме чего-то вроде конфедерации». После того, как в результате президентских
выборов «контроль над Украиной достался пророссийскому элементу», мощь России
на постсоветском пространстве еще более усилилась, что «разумеется, окажет
значительное воздействие на Восточную Европу». Поэтому выборы на Украине
являются, по его оценке, «поворотной точкой в истории периода после Холодной
войны». Вторым таким моментом Дж. Фридман считает возрождение Германии,
экономическое, и, как следствие, политическое влияние которой в Евросоюзе все
более растет. При этом его оценки роста российского влияния в странах СНГ и,
особенно, на Украине представляются завышенными и отражающими скорее страхи по
поводу создания новой версии СССР, чем реальную ситуацию.
Перспективы дальнейшего
расширения Таможенного союза кажутся пока довольно туманными. Наиболее
реальными кандидатами на присоединение к нему еще недавно считались Киргизия и
Таджикистан.
Однако, будучи 12
февраля на совещании по энергетике в Омске, президент России Д. Медведев
заявил, что форсировать присоединение к Таможенному союзу Киргизии и
Таджикистана не стоит. «Мы все решения по ЕЭП приняли и будем их реализовывать
в те сроки, которые запланировали, – заявил он. - Но это не значит, что мы
собираемся затягивать искусственным образом в ЕЭП Киргизию и Таджикистан», которые
к интеграции пока не очень-то и готовы. Более того, Д. Медведев выступил против
предоставления им «необоснованных преференций», подчеркнув, что вступление в
Таможенный союз будет зависеть от «поведения руководства этих государств», по
некоторым из которых «у нас есть вопросы». Вопросы эти, как вскоре выяснилось,
заключаются в нецелевом расходовании Киргизией двух льготных российских
кредитов общей суммой 450 млн. дол., которые были
использованы для создания коммерческого инвестиционного фонда. К тому же
Киргизия и Таджикистан, по оценкам аналитиков, не готовы к вступлению в
Таможенный союз экономически, и в настоящее время будут представлять скорее
препятствие, чем базу для его развития.
В этом контексте
рассчитывать на скорое присоединение к Таможенному союзу большинства республик
бывшего СССР не стоит. Несмотря на декларации России, Белоруссии и Казахстана о
дальнейшем расширении союза, их практические действия свидетельствуют о
стремлении к качественной, а не количественной интеграции.
Александр
Шустов
источник
- Столетие
|