Вторник, 03.12.2024, 01:50
САЙТ СОЮЗА  КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории раздела
Православные праздники [23]
Основные православные молитвы [1]
Православные Святые [1]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Казак без веры - не казак » Православные праздники

Радоница

Радоница — 9 день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших.

По  свидетельству святителя  Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался  на христианских кладбищах  уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

«Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском  Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения  усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается  употребление вина: «Вино веселит  сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству  святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге  церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина     

 Кладбища  – это священные места, где  покоятся тела умерших до будущего  воскресения. 
      Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. 
      Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. 
      Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. 
      Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. 
      Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. 
      Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. 
      Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. 
      Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. 
      Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище     

 Придя на  кладбище, надо зажечь свечку, совершить  литию (это слово в буквальном  смысле означает усиленное моление.  Для совершения чина литии  при поминовении усопших надо  пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»). 

      По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. 
      Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. 
      Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. 
      Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших     

 «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим,  вместо слез, вместо рыданий, вместо  пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст. 
      Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. 

      По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. 
      Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. 
     Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. 
      Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. 

      Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). 
      После литургии нужно отслужить панихиду. 
      Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. 
      В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. 
      Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. 
      Это дни: 
      1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. 
      2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. 
      3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. 
      Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды. 
      Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: 
      4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. 
      5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского. 
      6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля). 
      Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине     

 Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чин литии, совершаемой  мирянином дома и на кладбище     

 Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. 
      Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. 
      Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. 
      Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) 
      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
      Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. 
      Господи, помилуй. (Трижды.) 
      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
      Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. 
      Господи, помилуй. (12 раз.) 
      Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.) 
      Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.) 
      Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.) 

Псалом 90    

  Живый в помощи  Вышняго, в крове  Бога Небесйаго  водворится. Речет  Господеви: Заступник  мой еси и Прибежище  мое. Бог мой,  и уповаю на  Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. 

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
      Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). 
      Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. 
      В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. 
      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой. 
      И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. 

Кондак, глас 8:    

  Со святыми упокой, Христе, душу раба  Твоего, идеже несть  болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но  жизнь безконечная.  

Икос:     

  Сам Един еси  Безсмертный, сотворивый  и создавый человека: земнии убо от  земли создахомся  и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. 
      Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. 
      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
      Господи, помилуй (трижды), благослови. 
      Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. 
      Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память. 
      Вечная память (трижды). 
      Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Александр Карачаров, старший  вахмистр
Семиреченской казачьей общины
URL: http://semirekcossack.ucoz.ru


Категория: Православные праздники | Добавил: АЛС (19.03.2010)
Просмотров: 1010 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
Святой Георгий

  • Православный календарь
  • Архив записей
    Казачьи сайты
  • Центральное казачье войско
  • Оренбургское казачье войско (Союз казаков России)
  • Союз казаков России
  • Республика Беларусь - казачье общество
  • Сибирь казачья (Новосибирск)
  • Уральское казачество
  • Всевеликое войско донское
  • Кубанское казачье войско
  • © 2013 Сайт Союза казаков Семиречья
    При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна
    Конструктор сайтов - uCoz