Пост, Петров пост с 11 июня по
11 июля.
Праздники
2 – Троицкая родительская суббота.
3 – День Святой троицы.
Пятидесятница.
4 – День Святого Духа.
5 - Владимирской иконы Божьей Матери.
7 – Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна.
10 – заговенье на Петров пост.
14 – прославление праведного Иоанна Кронштадского.
В праздник
Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа
в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому,
что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который
отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также
Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого
Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой
Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц
Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной
ясности и полноты.
Пятидесятница
у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось
дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из
Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим
в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом
жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других
странах.
В третьем
часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились
после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум
с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В
воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на
головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями
последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – ''исполнишася вси
Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.
Будучи
бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить
Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын
Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо".
Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что
было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого
Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не
может видеть и Святого Духа".
Как только
огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово
хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И
каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему
неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов
было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во
всем мире.
Между тем,
шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены
неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению,
люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни
разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый,
однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на
языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые,
которые "насмехаясь, говорили", что апостолы "напились сладкого
вина" (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в
которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение
древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое
исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка
была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух
Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство.
Выслушав
его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам
делать, мужи братия?" "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя
Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал
им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись,
уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ
около трех тысяч" (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над
неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам
Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через
дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.
Сошествие
Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них,
открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в
роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без
него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его
в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой,
чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к
проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные
дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.
Праздник
Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они
начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это
событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит
общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали
"Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и
Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и
Безначальную".
В IV веке
святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые
доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном
состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему
совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию
бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за
литургией.
День Святой
Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя,
созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной
благодатию.
На Троицу
принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так
праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и
Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние
и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где
была куща (шатер) патриарха.
Новозаветная
Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая
зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся
весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного
песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом
Святым
Петров пост.
Этот летний
пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли
постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по
примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в
посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день
после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь,
воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и
апостолов, – один из величайших праздников. Это совершение нового вечного
завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости
и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского
закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к
исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в
эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете
ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).
«После продолжительного праздника
Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и
соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За
настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием,
обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для
врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным
благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились
обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими
тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о
духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к
принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями
гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти,
поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и
напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Поэтому-то учители, просветившие примером и
наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым
постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого
оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо
невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем
предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и
неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас
стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен
неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых
нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и
после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.
Обычай поста необходимо усердно соблюдать и
для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога.
Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены
Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны
служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем
нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если
только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от
скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский
пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели
церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги
добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божии
можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех
соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться
в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по
окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия
Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас
от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения
на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать
непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод,
который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне
со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного
Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил
дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же
это зло можно только милостию и постом».
Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что
пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих
благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и
воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов
постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими,
составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем,
а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.
Праведный Иоанн Кронштадтский о посте
Господи! Как свойственно Первообразу
привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по
образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем
усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и
сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост,
воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!
* *
*
Петров пост.
Как нам его провести
Прежде
всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении.
Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и
невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но
каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь - это субботние
и воскресные службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был
посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие
ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от
серьезности нашего отношения к религии. Пост длится от одной до шести недель, и
для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно
минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не
только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает
нашему пощению смысл, делает его действенным.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от
животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно
христианской практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается
диетология, наконец люди могут «поститься» и по экономическим причинам... В чем
же особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или ограничение
пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, составляющей. В таком его
понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не
пьют...Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг
сосредоточили на Боге, устремили к Нему.
Мы должны поститься ради Бога. Мы должны
через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и
молитвой изгоняется из нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво
рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав
чрезмерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть
раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не ослабляет
нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту.
Наконец, от нас требуется образ жизни,
который не был бы противоположностью Посту. В прежние времена в православных
странах само общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному
ритму жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон
церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения, прекращались
великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе. Мир, в котором
живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во время Поста. Поэтому от нас
требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между
внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями. В первую очередь это
касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви
образуется основа, стержень мировоззрения человека, что особенно важно для
детей. И первый постный обычай, который должен прививаться в семье, - это
решительное прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио.
Наша жизнь переполнена информацией, весь мир
входит в наши дома с экранов телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт
внутренней жизни, красота реального мира просто исчезают, человек становится
неспособен наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной
сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная отсутствием
светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается молитвой, но и
разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее наметить для себя список
книг, которые полезно было бы прочитать. Церковь Постом ждет от нас обогащения
нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление
дают человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость.
Что касается долгих часов, проводимых во
время Поста вне дома, тут нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо
только помнить, что Пост - это и время искания смысла: профессиональной жизни,
отношений с другими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо
значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях
|