Торжество Православия совершается в первую Неделю
(воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память
окончательной победы над врагами православия — иконоборцами.
Учение о
почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых
христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь,
появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия
подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и
невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на
иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им
перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и
казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII
Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление
гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели
и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить
свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица
Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его
Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный
Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное
богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском
соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось
в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый
Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за
счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта
служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими
ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об
иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко
Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин
анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но
всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин
Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с
прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана,
архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки
Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.;
всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин
Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и
С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым
возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и
расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин
Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед
окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери,
возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем
перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без
переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных
преступников.
Предание
анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема
может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для
Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.
Крестопоклонная неделя
Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит
название Крестопоклонной недели.
В cубботу вечером
на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится
Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной
Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают
перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему
покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется
и на Литургии вместо Трисвятого.
Крест выносится
верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить
и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Св. Крест
остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией
вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица
Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту
Господню было положено во времена первых христиан.
|