Сретение Господа Бога и
Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сретение Господне
Сретение Господне
В праздник Сретения Господня Церковь
воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк.
2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в
Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону
Моисееву (Лев. 12) женщине,
родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в
храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести
Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия,
не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и
святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный
старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа
Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время,
когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса,
чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и
благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь
раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение
Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников
и славу народа Твоего Израиля" (Лк.
2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит
Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе
Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк.
2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна
пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и
молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и
говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк.
2, 37 - 38).
До Рождества Христова все праведные мужи и
жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия.
Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна
пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого
уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к
древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества
произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский
(+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий
Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение,
этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при
императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение,
от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544
году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В
эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто,
чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было
совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В
благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне
торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник
церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в
VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин,
святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф
Студит, архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона
Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или
"Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы
"Семистрельная".
Икона "Симеоново проречение"
символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе
Самой оружие пройдет душу" (Лк.
2, 35).
Масленица!
Нет,
такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как
Масленица! Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать да
смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день верит, что, если
хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в
несчастии, по-настоящему хлебнуть горя. Масленица 2012 начнется с с 20
февраля и продлится по 26 февраля
История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность.
Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от
языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что
первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием
христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время
этого праздника, можно назвать основные. Во-первых, на масленицу уже нельзя
есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от
весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы
оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день
получил в русском народе название "Мясное заговенье";. На масленицу
можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу
являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но
особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой
масленицей. Второе правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что
еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе
говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом
или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на
масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и
приглашают гостей к себе. "Гостевание"; приобретает самоцельный
характер.
Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с
этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в
блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица
объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу
проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост".
Ощущение праздника передано И. С. Шмелевым в "Лете Господнем":
'Масленица... Я теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве:
яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада
в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся
на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в
колокольцах и бубенцах,
с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное,
непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось -
'масленица'? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом
прянике, - блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными
горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и
зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это
блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту "масленицу" устраивал
старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - 'масленицы'
исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто
охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан,
от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до
незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами,
с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще
для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?"
В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было принято
устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной
народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы),
одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело
в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду на которой пекли
блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое
тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на
вершине, символизирующим ярко пылающее солнце.
Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой
жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых
людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали на санях по всей деревне, но
за плохое и скудное угощенье могли скинуть лицом в снег. У людей католической
веры, а также в некоторых украинских деревнях существует обычай наказывать
каким-либо образом людей, не вступивших в брак. Считается, что они идут против
закона Божия. На Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и
заставляли ходить с такой меткой весь день.
В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье принято просить прощения у
всех родных и знакомых, на что обычно отвечают "Бог простит!"
|