Христос Воскрес и ад Им побежден. Христос Воскрес и мир Им искуплен. Христос Воскрес и ангелы ликуют. Христос Воскрес и люди торжествуют. Христос Воскрес и рай открыт для нас. Христос Воскрес и сила ада пала. Христос Воскрес и стерто смерти жало. Христос Воскрес и мир от муки спас.
О. Осипов
Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.
(Святитель Иоанн Златоуст)
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В день Пасхи мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Коротко из истории праздника:
На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»
«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. ...Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? ...Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших» (из слова св. Иоанна Златоуста).
Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся»,— возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.
И как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную (слово «пасха» значит — переход), так Христос — «новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший на Себя грех мира» — Своею кровью заключил Новый Завет, положив начало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни.
Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христосе Бог нас приведе, победную поющия! Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! (Тропарь, глас 5-й).
Традиция у казаков празднования Пасхи
При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами. По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь. Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34). В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу. С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры
Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения. Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Пасхальное посещение кладбища. Как и любой другой праздник годового цикла празднование пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская православная церковь не поддерживает традицию посещения кладбища в сам Великий День, так как сама Пасха есть прославление жизни и посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника.. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день – Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе. Однако традиция посещения родных могил именно на Великий день крайне устойчива к казаков. Жители казачьих станиц и хуторов повсеместно подчеркивают правильность такого обрядового поведения: «Это батюшки ошибаются, говорят, нельзя на Пасху на кладбище ходить, испокон веков на Пасху ходят христосываться (Христосываться – обрядовое поведение на сорокадневный период, исчисляемый от дня самой Пасхи до Вознесения, включающее троекратное обрядовое целование, приветствие друг друга словами «Христос Восересе» с непременным ответом «Воистину Воскресе» и обмен крашеными пасхальными яйцами) с родителями («Родителями» в русской похоронной традиции называют не только непосредственных мать и отца, но и всех предков, умерших в преклонном возрасте от естественных причин. Людей, умерших в молодом возрасте от различных несчастных случаев, обычно не включают в категорию «родители») , а сейчас новая мода в церкви – не ходить на могилки на Велик день». Подавляющее большинство жителей казачьих поселений, несмотря на явное неодобрение церкви, идут на кладбище. Однако часть жителей, согласно наставлениям священников, идут на кладбище на Радоницу.
Эта традиция заметно укрепилась в советское время, так как в этот период сельское кладбище. повсеместно взяло на себя функции сельской церкви. В период господствования советской идеологии – атеизма – особенно пострадали именно сельские храмы и часовни. В подавляющем большинстве случаев они были закрыты и тотально разрушены.
На сам день Пасхи на общие могилы съезжаются родственники из разных поселений. Процесс праздничного пасхального единения с умершими членами семьи происходит через трапезу - поминание. Чем больше людей помянет усопшего, тем лучше это для его души. Считается особо хорошим знаком угощать детей, гостей и нищих с целью поминания близкого умершего. Именно с целью поминовения (заботы о душе усопшего) на Пасху на могилах оставляют конфеты, блины и прочие угощения. После того, как родственники уходят с кладбища, это «угощение» забирают нищие. Собранной поминальной еды им хватает на месяц.
Пришедшие на могилу родственники прежде всего крест-накрест перекатывают по ней красные пасхальные яйца. Движение катящихся яиц образует крест. Затем на могиле крошатся одно-два пасхальных яйца – на помин галкам и воронам (на могилах людей, умерших в результате несчастного случая, крошатся яйца желтого цвета).
В связи с выше сказанным – оставление еды на могиле является крайне положительным элементом поминовения покойного. Если птица склюет пасхальное яйцо с могилы – она передаст весть на тот свет – усопшего человека пришли и помянули, что должно дать его душе покой. Традиция трапезы на могиле строго осуждается православной церковью наряду с обычаем причитания (местный термин - кричать).
На Пасху родственники причитают на могилах только по «свежему» покойнику, то есть умершему менее сорока дней назад. Длительная скорбь и обильные слезы не поддерживаются традицией: «Если будешь много плакать – покойник на том свете будет мокрый лежать. Так многим снилось».
Александр Карачаров, старший вахмистр Семиреченской казачьей общины URL: http://semirekcossack.ucoz.ru