Пожалуй, ни одно народное начинание не было так
поддержано государством, как возрождение казачества. На
всех уровнях власти так или иначе, удачно или не совсем,
но содействовали становлению и развитию этой воинской
касты — защитницы русских рубежей. На сегодняшний день в
России около семи миллионов человек причисляют себя к
казакам. Это данные 2010 года, а когда-то, в 2002 году,
согласно Всероссийской переписи населения, казаками
назвали себя всего 140 028 человек. Думаю, цифры
демонстрируют рост народного самосознания — за эти годы
многие, в том числе благодаря позитивной деятельности
патриотических СМИ, осознали себя частью казачества,
поняли, что этим можно и нужно гордиться. Нельзя не отдать
должное и Церкви, которая взаимодействует с казачьими
сообществами, солидарна с их работой на благо Родины.
В январе 2009 года был даже создан Совет по делам
казачества при Президенте РФ. Интересно, что в этой
организации — тринадцать профильных комиссий, каждую из
которых возглавляет заместитель министра определённого
ведомства, заинтересованный в сотрудничестве с казаками.
Например, представители Министерств культуры, сельского
хозяйства, природных ресурсов и экологии, спорта, туризма
и молодёжной политики.
Справедливо то, что в рамках национального проекта в
области образования уделено внимание юным казакам — для
них создаются кадетские корпуса, казачьи классы в обычных
школах, детские лагеря, где учащимся будут прививать
любовь к Родине, готовность и умение защищать её с оружием
в руках, гордость за славную судьбу предков. Здесь
молодёжь готовят к службе в армии, знакомят с историей и
традициями, формируют её моральный облик. Скоро Российскую
армию пополнят казачьи части, в каждую из которых будут
набирать молодёжь из соответствующего казачьего войска.
Председатель Совета Александр Беглов говорит следующее:
"Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700
тысяч человек, так называемых "нереестровых" общественных
казачьих организаций — более 600 тысяч... В России
действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи
казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в
которых учатся более 40 тысяч воспитанников".
Исходя из интересов населения, казаки активно
содействуют решению проблем своих земляков. Например, всё
более заметную роль в охране правопорядка выполняют
казачьи дружины. Сайт МВД информирует: "Только в июне при
участии казаков в Ростове-на-Дону было раскрыто 49
преступлений. За месяц казачьи дружинники провели в
Ростове-на-Дону 1405 проверок паспортного режима, приняли
участие совместно с сотрудниками милиции в 83 рейдах и 15
спецмероприятиях, задержали восемь человек за сбыт
наркотических средств и три человека — за совершение
грабежей. В течение июня дружинники ростовской МКД также
изъяли из незаконного оборота 230 гр наркотических средств
и контрафактную продукцию на общую сумму 79 тысяч рублей".
Всего же с начала года с помощью казачьих дружинников в
Ростове-на-Дону было раскрыто 268 преступлений...
В Краснодарском крае казаки также сотрудничают с
милицией, участвуют в защите экологии, борются с
распространением наркотиков, служат на границе.
В Рязани уделяют большое внимание спортивной
подготовке учащихся, устраивают соревнования по стрельбе
из огнестрельного оружия и лука, военные смотры и парады.
В Серпухове казаки провели ряд спортивных мероприятий и
субботников. Они же обустроили памятник Дмитрию Донскому в
Турове, участвовали в крестных ходах, в охране Патриарха
Кирилла, в Ассамблее народов Подмосковья, занимались
благотворительностью, посещая и делая подарки пациентам
детской больницы. В Тюмени казаки принимают активное
участие в деятельности фонда имени Ермака Тимофеевича.
Фонд создан по инициативе священства и епархии Тюменской
области, местного союза казаков, исследовательского центра
Тюменского государственного университета, изучающего тему
казачества "от Ермака до наших дней". В планах фонда —
установка памятника Ермаку. Также здесь действует ансамбль
"Тюмень казачья". А летом казачьи патрули обеспечивают
безопасность отдыхающих.
В Волгограде и Волжском казаки охраняют учебные
заведения и садоводческие общества, преподают в некоторых
школах уроки истории Отечества и традиций, а также историю
религии и военно-патриотическую подготовку. Организуют
хоры и этнические кружки, спортивные секции по боевой и
военной подготовке, семейный отдых на турбазах. Ведут
конное патрулирование. В июне сего года в Волгограде под
эгидой ВКО "Всевеликое Войско Донское" прошёл первый
подростковый конкурс на звание лучшего молодого атамана
России — "Кому из нас атаманом быть?". В мероприятии
принимали участие 14—16-летние казаки из шести регионов.
В Воронежской области дружины Северо-Донского
казачьего округа оберегали лес от поджогов, а сгоревшие
сёла — от мародёров, ведь уцелевшими остатками имущества
пытались поживиться бродяги и наркоманы.
На Северном Кавказе, где сегодня много сложных
проблем, казачество могло бы стать одним из гарантов
политической стабильности. Недавно в Северной Осетии к
защите государственной границы наряду с пограничниками
приступили казачьи отряды. По двадцать добровольцев
представили казачьи дружины четырёх районов. Перед
несением службы парни прошли обучение на погранзаставах.
По сообщению агентства "Интерфакс-Юг", в республиках
Северного Кавказа могут быть созданы центры казачьей
культуры. Также на совещании комиссии по культуре Совета
по делам казачества было принято решение о формировании
раздела по казачеству в программе "Культура России" на
2011—15 годы. Так что казаков сейчас можно справедливо
считать одной из самых активных частей российского
общества....
Всё больше на Руси ансамблей, поющих казачьи песни.
В одном только Краснодарском крае таких более шестисот, а
профессиональных, известных на международном уровне, в РФ
— больше двадцати. Журнал "Казаки" перечисляет некоторые
из них: "Государственный академический Кубанский казачий
хор — старейший творческий казачий коллектив, имеющий
200-летнюю историю (Краснодар); Государственный ансамбль
"Казачий круг" (Москва); Государственный ансамбль песни и
танца донских казаков (Ростов-на-Дону); Государственный
ансамбль песни и танца "Ставрополье"; Государственный
ансамбль песни и танца "Казаки России" (Липецк);
Государственный ансамбль песни и пляски терских казаков
(Нальчик); Ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки"
(Чита); Государственный ансамбль "Казачья воля" и
Государственный ансамбль российского казачества "Казачий
курень" (Волгоград)".
Я лично могу отметить творчество рок-группы "Ас
Вентура" и проект "Донская романтика", записавший альбом
на стихи казачьих поэтов-изгнанников — П.Полякова,
Н.Туроверова, М.Попова. Но не только музыкальные
коллективы представляют казачью культуру. В Волгограде
действует Государственный Донской казачий театр, в его
репертуаре — исторические драмы, сказки, комедии. Это один
из первых профессиональных театральных коллективов
современной России, чьё творчество посвящено исторической
судьбе и повседневной жизни казачества. С давних пор
казачий театр есть и в Новочеркасске.
Собирая информацию для материала, не могла не
поинтересоваться, как обстоят дела в далёком от столицы,
но родном мне степном краю на границе Саратовской и
Тамбовской областей. В станице Мучкапской над рекой
Вороной, где в 2001 году по инициативе В.М.Репина,
редактора местной "районки", была создана общественная
организация — Северо-Хоперский казачий округ, вошедший в
состав МСОО "Всевеликое Войско Донское". Один из
авторитетных казаков рассказывает: "В нашей организации
более 120 человек. Станичный атаман — Александр Будаев. За
это время нами восстановлен Святой источник в селе
Шапкино, там же строится колокольня. Четвёртый год в
рамках празднования Дня независимости проводятся скачки на
местном ипподроме. Во время религиозных праздников
обеспечиваем охрану правопорядка. Проводим воспитательные
беседы с учащимися".
Я напомнила, как прежний атаман мечтал о создании
рыбоводческого хозяйства. Мой знакомый с горечью ответил,
что об этом пришлось забыть — есть определённые трудности
с финансированием, так как государство ориентировано на
реестровых казаков. Патрулирование совместно с милицией
тоже под вопросом, и опять же потому, что местная
организация — нереестровая... После этого разговора я не
могла не задуматься о том, что за внешней стороной
отрадной картины созидания и развития, которую
демонстрирует пресса, кроется ряд проблем, встающих на
пути казачьего движения.
Одна из самых острых тем — деление казаков на
реестровых и нереестровых. Оно имеет положительный аспект,
но больше отрицательных. С одной стороны, реестровые
казаки имеют возможность стать элитой Российской армии,
потому что героизм у них в крови, и государство не зря
выделяет средства на создание казачьих кадетских корпусов
и школ. С другой, все, кто состоит в нереестровых
организациях, ощутили себя отброшенными на обочину.
В подтверждение смотрим сайт Союза казаков России.
Полномочный представитель Президента РФ в СКФО Хлопонин
говорит: "Никакому общественному казаку награды никогда не
вручат, форму он никогда не получит. И если он, как клоун,
будет наряжаться, то это его личные проблемы. Я никогда не
буду общаться с нереестровыми казаками. Патриарх наш
Кирилл таких вот самодеятельных казаков может предать
анафеме. И жёстче наказание трудно себе представить".
Короче, если ты не в реестровой организации, то —
враг государства, даже если твои предки служили Отечеству
из поколения в поколение. Как иначе понимать такое
заявление чиновника?
А тут ещё и запрет на ношение оружия для
"общественных" казаков… Реестровые и нереестровые обвиняют
друг друга. Одни называют других ряжеными, а в ответ
слышат: "Вы служите ради денег".
Вопрос землепользования тоже актуален. Казаки ратуют
за узаконенное общинное землепользование, традиционное для
них, за "войсковой земельный фонд", когда земля не может
быть продана и потеряна для казачества. Переживают, что
всё им выделяют "глину да буераки", порой только для
галочки в отчёте. Обиды порождают желание обособиться от
государства, которое не ценит своих граждан. Часть казаков
лелеет идею независимости — от автономной области до
суверенного "казачьего" государства. В Сети можно найти
проект конституции страны Казакия. Только вот вряд ли в
расколотой на отдельные карликовые государства России
будет житься спокойней.
В казачьей среде, издавна славящейся бунтарским
свободолюбием, к начинаниям власти всегда относились
критически. Должно было пройти время, чтобы казаки оценили
тот или иной её проект одобрительно. Формирование казачьих
частей одни принимают с восторгом, другие же возражают:
"Хотите, чтобы наши дети шли защищать интересы олигархов
или разгоняли демонстрации?"
То, что присвоение высших чинов казачества отныне
должно согласовываться с правительственными чиновниками,
тоже принимается неоднозначно. Кто-то видит в этом
естественное выстраивание государственной иерархии, кто-то
— диктат свыше.
Тем, от кого это зависит, не стоит унижать казачью
гордость, создавая отличия одной части казаков от другой,
балуя одних льготами и выгодными нововведениями, а других
почитая за массовку или клуб по интересам. Духовная сила
казачества вернула из небытия этот легендарную касту
воинов во всём великолепии ее богатой культуры, мятежной
любви к воле и правде, преданности вере и долгу. Казаки по
собственному выбору вновь стали достойными защитниками
Российского государства. И их выбор нужно уважать.