Нельзя не отметить, что, если бы Новороссию «слили», уже к маю все митинги в Донбассе и других городах сошли бы на уровень, совершенно не опасный для хунты, а активистов просто переловили бы. А те, кого не похитили, прятались бы под вымышленными именами. Сейчас такое развитие событий кажется страшным сном, но многие в Донбассе до сих пор твердят, что их «сливают». Даже в то время, когда армия ДНР (!) вытесняет украинско-фашистские войска, хотя еще в марте безоружные люди голыми руками штурмовали местные админздания. Уже из этих соображений «теорию слива» можно отмести напрочь.
Давайте вспомним, что происходило после 6 апреля, когда была взята Донецкая ОГА. 7 апреля была провозглашена ДНР, забаррикадировавшаяся в одном-единственном здании Донецка, и первые две недели ее положение было критическим в том смысле, что ее можно было взять одним штурмом спецназа без больших жертв. То же самое было и с ЛНР. И однако штурм не настал…
Уже тогда можно было заподозрить о каких-то закулисных договоренностях между Москвой, Киевом и Ахметовым, согласно которым ДНР должна быть легитимизирована через референдум. Не случайно ведь сам Ахметов приезжал на переговоры в первую ночь существования ДНР, видимо, лично удостоверяясь, что процесс не выходит за допустимые рамки. Затем было еще несколько таких ночей, после каждой из которых становилось очевидным, что за всем этим стоят какие-то крупные игроки.
12 апреля в Славянск из Крыма прибыла группа добровольцев под руководством Стрелкова, которая запустила силовой процесс взятия власти в городе в свои руки. Конечно, в Славянске тоже было недовольство хунтой, но в тот день, помню, подумалось: «При чем тут Славянск?» Теперь понятно, что Славянск выполнял роль громоотвода от Донецка и 2,5 месяца удерживал оборону, каждый день тратя «последний патрон». В тот же день 12 апреля в Киеве директор ЦРУ Джо Бреннан фактически дал отмашку хунте на проведение карательной операции против Донбасса, с чего и началась война. До проведения референдума она ограничивалась окрестностями Славянска. В тот момент важно было обеспечить проведение референдума в ДНР.
Ясно, что Ахметов был заинтересован в ДНР как в своем карманном проекте, с помощью которого он надеялся выторговать себе у хунты экономические преференции в обмен на усмирение «сепаратистов». Без его согласия референдум просто не состоялся бы. Его результатов ждала и Москва. Если с Крымом было все ясно, то в Донбассе не предпринималось никаких решительных шагов вплоть до 11 мая. Кремль ждал результатов… В этом и заключается сила российской позиции, что она опирается на народное волеизъявление Донбасса. Обвинения, что референдум обесценен последующим слабым участием народа в ополчении, не выдерживает критики. Ни в одной стране мира не набралось бы намного больше добровольцев в ополчение, начинающее войну почти без оружия против регулярной армии (советник Стрелкова Игорь Друзь неоднократно подчеркивал, что нужно удивляться не тому, что людей мало, а тому, что людей в ополчении так много).
После того, как Москва убедилась, что Донбасс настроен как надо, в ДНР был произведен минипереворот, в результате которого власть взял Бородай. Ахметов понял, что все пошло не по его плану, и бежал, начав из Киева тормозить государственное строительство в ДНР. Поскольку вплоть до начала июля Ахметов обладал реальной властью в Донецке через свои структуры и людей, то никакой организованной вертикали власти выстроено не было. В конце июня Россия попыталась последний раз договориться с хунтой о федерализации Украины, но переговоры были использованы хунтой только для подтягивания новых сил, которые вскоре обрушились на север ДНР. Поэтому Москвой было принято решение оставить Славянск, положение которого уже стало критическим, и переместиться в Донецк для наведения порядка в столице уже силовым путем, коль скоро мирным путем это не получилось. И нужно признать, что в существенной мере это удалось.
В середине июля ополчение начало наносить поражения войскам хунты на многих направлениях, но сбитый «Боинг» и резкое усиление военной помощи хунте, а также беспощадность бомбежек городов привели к тому, что положение ополчения стало очень тяжелым. Нависла реальная угроза отрезания ДНР от ЛНР с перспективой окружения и последующего разгрома. В конце июля Бородай улетел в Москву, где пробыл больше недели, так что поползли даже слухи о его бегстве. По-видимому, именно на рубеже июля и августа в Кремле и был принят тот план, который стал разворачиваться.
Россия окончательно убедилась, что ополчение само не справится, а в случае его поражения под боком возникает фашистское русофобское государство с криминализацией русских. В обмен на военную помощь Донбассу Россия отказалась от претензий на другие области Украины, заменив Бородая и Стрелкова на местных Захарченко и Кононова для легитимного представительства ДНР к моменту переговоров о компромиссном варианте. 1 сентября в общих чертах стало понятно, чего хочет Россия, и тут же понеслись очередные обвинения в «сливе» Новороссии. После всего перечисленного считать, что теперь Москва «уже точно сливает» Новороссию, полагаю неверным. Пока непонятно, к чему приведут переговоры, но обозначить государственные интересы России вполне можно.
Во-первых, Россия не может не понимать, что открытое военное вмешательство чревато большой войной между ею и Европой, которая на руку только США. Именно поэтому еще с марта Россия многократно заявляла, что это вариант исключен.
Во-вторых, Россия не заинтересована в разделе Украины до окончания строительства «Южного потока», а точнее, до его выхода на полную мощность. В противном случае транзит газа в Европу грозит не только подрывом репутации России и потерей важнейшего рынка (вернуться на потерянное место очень трудно), но и утратой мощного рычага влияния на Европу. При разделе же Украины западная ее часть просто прекратит транзит газа в ЕС при поддержке США, и повлиять на это Россия никак не сможет. В данный момент такой инструмент влияния на Украину есть – это Новороссия, и юридически «выводить» ее из состава Украины пока преждевременно. «Южный поток» начнет поставлять газ в ЕС в конце 2015 года, а выйдет на полную мощность в 2018 году. Вот тогда и можно будет приступать к активному разделу Украины, предварительно подготовив почву. Сейчас именно этот этап.
В-третьих, как бы Россия ни заявляла, что западные санкции ей нипочем, определенный ущерб экономике они наносят. Расчет Запада прост – натравить российских олигархов, терпящих убытки от санкций, на Российское государство, усилив в российских элитах заинтересованность в перевороте. Не считаться с этим Путин просто не может. В силу этого компромиссы неизбежны, и паника по этому поводу делу не поможет. Сталин более 10 лет вычищал иностранную агентуру.
В-четвертых, Россия по логике должна попытаться «выжать» из Киева и Запада признание Крыма российской территорией или как минимум замять эту тему в обмен на некоторые уступки по Донбассу. Об этом часто забывают. Тот факт, что это не озвучивается публично, вовсе не отрицает самой возможности. Если Запад и сделает это, то тихо и не сразу.
В-пятых, Россия своими мирными инициативами пробивает информационную блокаду, представая активным миротворцем, но никак не агрессором. Момент выбран как нельзя более удачно. Положение хунты плачевное, но не поддержать Россию она не может. Насколько плачевное – ясно из того, что Вальцман буквально за несколько дней согласился на все, что предложил Путин.
В-шестых, России наконец-то удалось то, к чему она призывала полгода, т.е. начать диалог Киева с Донбассом. Киев сел за один стол с «сепаратистами», хотя еще недавно отметал саму возможность этого. Это безусловная дипломатическая победа Москвы, теперь уже официально остающейся в стороне от этого «инклюзивного диалога».
Наконец, та позиция России, которая официально озвучивается, неизбежно является некоторой «равнодействующей» интересов всех сил внутри власти, в том числе явно антироссийских, которые спят и видят уничтожение всех русских в унитарной бандеровской Украине. Учитывая это, предлагаемый Россией компромисс (который, кстати, никто точно не знает) не может ни в коем случае выглядеть «сливом» Новороссии. И хотя понятно, что большинство в Донбассе хотят немедленного отсоединения от Украины, руководство России не может руководствоваться этими соображениями, а должно иметь в виду долгосрочную государственную перспективу.
Самое интересное то, что по здравом размышлении оказывается, что Россия ведет эту геополитическую партию последовательно и в своих интересах. Считаю, что здесь как нельзя более уместны слова 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, который сказал так: «Партию можно продолжить двумя путями. Один из них — красивый тактический удар с вариантами, не поддающимися точному расчету. Другой — чисто позиционное давление, ведущее к эндшпилю с минимальными шансами на победу. Я без колебаний выберу второй путь».
Пусть не смущают здесь «минимальные шансы», речь идет именно о ВИДИМЫХ в данный момент глазу шансах. Но в том-то и мастерство гроссмейстера, что он видит на много ходов вперед, и «минимальные шансы» со временем приобретают все более неотвратимый образ для противника. Такой первоклассный стратег, как Путин, прекрасно понимает, что отделением Донбасса прямо сейчас Россия не только ничего не выигрывает, но и сильно ухудшает свои позиции на Украине. А неторопливость Путина и кажущийся «слив» Новороссии только подчеркивают, что он ведет битву за ВСЮ Украину, по меньшей мере за бόльшую ее часть.
Чего добивается Россия и весь Русский мир нынешней «сдачей» Донбасса? Что касается смысла самого «перемирия», то ситуация чем-то напоминает июнь 1941 года, когда СССР ввиду западного сговора был вынужден демонстрировать всему миру, что он не собирается нарушать договор 1939 года с Германией, даже понимая агрессивные планы Гитлера. Сейчас таким способом может стать демонстративное «молчание» Вооруженных сил Новороссии в ответ на огонь прохунтовских сил в течение того времени, которое Путин сочтет достаточным. Это вынужденная необходимость, призванная показать, что все обвинения России и армии Новороссии в агрессии беспочвенны.
Попробуем разобрать остальные выгоды, которые может получить Россия. Понятно, что липовое «перемирие» будет использовано обеими сторонами для улучшения своих позиций. Поэтому речь не о «перемирии», которое длительным быть просто не может, а о той линии, которую ведет Россия.
Условное статус-кво зафиксировано в очень невыгодной для Вальцмана ситуации, когда вскоре после обещаний взять Донецк и Луганск территория, контролируемая армией Новороссии, на самом деле существенно выросла. Буквально за две недели риторика «президента в законе» изменилась от «никаких переговоров с террористами» до обещаний пойти для Донбасса на «выдающиеся шаги по децентрализации». Последнее слово смущать не должно, тактический успех России оно не отменяет. Сам Вальцман оказался в ситуации несомненного политического поражения, сколько бы он ни пыжился на камеру о том, что «территориальная целостность» Украины будет неприкосновенна. А значит, внутри киевского режима неизбежно будут усиливаться противоречия. Радикальные силы будут требовать «окончательной победы» над «сепаратистами», что обязательно должно быть использовано Москвой с целью демонстрации агрессивных планов Киева. Поэтому документально закрепленное замораживание военных действий может стать эффективным инструментом расшатывания киевского режима.
Дело в том, что в народе антиолигархические настроения никуда не делись, просто их заглушили страхом перед Россией. «Майданный» запал не исчез, что очень важно в свете нависшего экономического краха Украины. Кем в этом случае выглядит Вальцман? Олигархом, пошедшим на договор с главным врагом всех свидомых укров. Одного этого достаточно, чтобы устроить новый переворот (не зря активизировалась Тимошенко). А в этих условиях Донбасс предстает миролюбивым регионом, готовым в любой момент к прекращению огня. Так кто разрушает Украину?
Со стороны России напрашивается также методичное выбивание из хунты денег на восстановление Донбасса, которых у нее нет, а если бы и были, то она все равно не дала бы – не для того Донбасс бомбили. Тем самым можно изящно выставить хунту главным интересантом разрухи в Донбассе, что просто нелепо в свете бесконечных заявлений, что это «украинская территория».
Непризнание Россией ДНР и ЛНР при обеспечении их фактической независимости означает только одно – Москва получает возможность начать переформатирование Украины через формально украинский, но фактически российский Донбасс. Это не «сдача» Новороссии, а подспудная заявка даже на большее. Самый легкий путь для России – это просто признать ДНР и ЛНР. Но что мы выигрываем? Ничего. Приобретая Донбасс сейчас, мы теряем остальные территории. Ибо для Харьковской, Запорожской и других будущих республик все нужно начинать заново. Тем более что к признанию Донбасса через время привыкнут (как привыкли к российскому Крыму) и пойдут новые обвинения в том, что оставили другие русские земли. О том, что Россия не имела планов признавать республики Донбасса новыми государствами, говорит тот факт, что главная должность в них – это не президент, а премьер-министр. К тому же в парламенте Новороссии 60 человек – по 30 от каждой республики. А сколько обычно заседает в парламентах? Правильно, парламент изначально задумывался на «вырост».
Россия приступила к фазе аккуратного демонтажа украинского государства. Спешить ни в коем случае не нужно. Этот процесс займет несколько лет, но к моменту окончания «Южного потока» он обязательно даст свои плоды. Положение хунты или любого другого «правительства» на ее месте отчаянное. Нет сомнений, что Путин выжмет из этого максимум. Все только начинается.