Вы помните моё первое обращение к Вам, с болью и горечью, вызвавшее всплеск эмоций у всех, в ком есть хоть капля казачьей крови. До сих пор моя почта разрывается от потока писем. Вняв моим доводам, несколько патриотических сайтов сознательно предложили свою помощь в распространении материалов и сборе ответной реакции казаков. Затронутая тема оказалась столь болезненной, что на неё немедля отреагировали средства массовой информации как нашей области, так и Оренбурга, Башкирии. Хорошо понимая, что тысячи казаков и простых обывателей ждут обещанного мною продолжения, я снова взялся за бумагу, держа в голове сотни пришедших в ответ писем.
Если разобраться в вопросах и проблемах, которые давным-давно не дают покоя нашему брату, перед глазами становится чёткая и яркая картина причин того, что сегодня ведёт к развалу и неизбежному уничтожению Войска Оренбургского. Далеко не последнее место в этом списке занимает фигура войскового атамана. И вот почему.
1) Прошло уже 9 месяцев с момента избрания атаманом войска В.И. Романова. Не замедлил себя ждать и президентский указ с его фамилией в первых строках, железно закрепивший Владимира Ивановича на войсковом «троне». К моему и всеобщему разочарованию, за прошедшее время казаки Троицкого (Третьего) отдела Оренбургского казачьего войска так и не дождались наречённого батьку к себе в гости, чтобы потолковать за жизнь, да за казачество, да из первых уст узнать о своей дальнейшей судьбине. Не дождались его и казаки Горнозаводского отдела. На тоже самое в своих письмах жалуются и курганцы-зауральцы, казаки Башкирии.
Быть может атаман позабыл про свои обязанности? Судя по всему, нет. Ведь областные центры он посещает запостоянно, с визитами к губернаторам, в региональные правительства и министерства. Но про казаков в этом случае упорно не вспоминает.
Не совру, если признаюсь, что во многих разговорах с братьями-казаками всех краёв и отделов, были слышны обидные параллели В.И. Романова с его предшественниками. Все помнят, как работал с первичками казачий генерал В.И. Глуховский, успевая объехать за год все (!) станицы и хутора войска, чем снискал себе если не любовь, то искреннее уважение личного состава. Не хуже проявили себя в период «двоевластия» заклятые конкуренты Ю.П. Бельков и В.И. Каргалов, которых, благодаря их обширным поездкам по отделам (совершённых за какой-то год с небольшим), наверняка знают почти все станицы и хутора. К слову, мне лично довелось пообщаться со всеми тремя вышеназванными личностями, когда они находились у нас в гостях. И мог спросить каждого, глядя в глаза: что он может пообещать и сделать для нашего отдела? И они мне отвечали.
А вот В.И. Романова удалось увидеть лишь один раз - ито во время круга в Свердловске, куда мы приехали по своей воле, да за свой счёт. Поговорить не получилось до сих пор.
Ощущение, будто Романов чурается встреч с казаками, уже стало нормой. И понятно почему: работа штаба ОВКО практически нулевая, всё, что было сделано за последние годы постепенно разваливается, если не сказать больше - всё катится назад. Войсковому атаману просто нечего сказать нам. Поэтому мы его и не видим.
2) Какой-то системы в работе ОВКО с отделами, станицами и хуторами нет и в помине. Ещё страшнее то, что по сути, из девяти боеспособных отделов сегодня в ОВКО осталось от силы три: Верхнеуральский, Среднеуральский и Оренбургский. Больше войско ни с кем работать не хочет.
Да, наш отдел меньше остальных. НО ОН ЕСТЬ! И здесь есть казаки! В каких бы формах и взаимоотношениях не состояли наши отделы на момент прихода Романова, всё же их тогда было девять! - не считаться с этим нельзя. Пусть не все ещё перерегистрировались по закону «О казачестве», но ведь и закон нас по времени не ограничивает - даст Бог сделаем всё, как надо. Только из войска нас уже выкинули. Атаман Романов нас отверг так же, как и многих остальных. А это казакам не любо.
3) Команда штаба ОВКО по мнению ряда казаков Челябинской, да и Курганской областей, просто слабая. Причина на ладони - там нет ни одного родового казака, ещё год назад они все были либо чиновниками, либо военными, либо милиционерами. В казачестве они появились как снег на голову - внезапно. Куда они могут нас привести, если не только не знают казачьих традиций и обычаев, но и не разбираются во всей нашей казачьей «кухне»? По мне, так только в тупик…
И яркий пример такой «работы» это перенос столицы Оренбургского казачьего войска в Екатеринбург - бывший Свердловск. Это какому же казаку подобное в голову пришло бы? Только им. А теперь вся страна смеётся над нами.
Что мы сейчас имеем? Наплевали на традиции и казачье мнение, да ещё и вдобавок утратили нормальную связь с территориями. Екатеринбург эту роль не тянет, потому что этот город - географический центр Уральского федерального округа, а в Оренбургском Войске - отдалённая окраина.
Моё мнение по-казачьи простое: кто бы не стал атаманом, переносить «за собой» войсковую столицу никому нельзя.
Казаки «со стажем» помнят ещё недалёкие времена, когда почти вся деятельность ОВКО крутилась вокруг Челябинска, да по территории нашей области. Но мы никогда не тянули одеяло на себя, даже в голову не приходило. Потому что, это - плевок старшим поколениям, это обрыв исторической связи. А для казачества ничего страшнее быть не может.
4) Логичным выходом из этой аховой ситуации в 85 процентах поступивших писем казаки увидели только одно. Владимиру Ивановичу нужно ПРЕДЛОЖИТЬ ДОБРОВОЛЬНО подать в отставку и провести демократический круг, на котором дать слово всем казакам ОКВ - от Башкирии и до Зауралья. Отстранять его от должности или просто снимать с должности никто не вправе. Мы уже имели опыт гнусного нарушения устава и традиций в случае с В.И. Глуховским, за что мне сейчас стыдно. Так нельзя. Но от правды никуда не денешься - В.И. Романов не справляется со своими обязанностями. И единственный выход из замкнутого круга - дать атаману возможность обдуманно, взвешенно, добровольно уйти в отставку. Казаки поймут его решение и обязательно примут. Тогда у нас останется последний островок надежды на то, что наше Войско наконец начнёт нормальную работу, а не будет кем-то «переварено» в непонятную субстанцию.
Товарищ генерал-лейтенант! Уважаемый Владимир Иванович! Я понимаю, что решиться на этот шаг Вам будет непросто, но иного выхода нет. Завтра наше общее решение вместе с письменной аргументацией будет направлено всем атаманам хуторов и станиц, отделов и соседних войск. Если Вы, как должностное лицо, занимающее должность главы ОВКО, всё таки проигнорируете волю казаков Войска Оренбургского, пусть это останется на Вашей совести. Но я считаю, что у всех нас появится моральное право обратиться с таким же письмом в адрес Президента России. Как говорится, «Когда все права попраны, право на восстание становится бесспорным»…