Уважаемый Отец Николай, господин Верховный атаман, господа старики, братья казаки, уважаемые гости!
Атаманское правление Союза сибирских, уральских, семиреченских казаков, организационный комитет искренне и сердечно приветствуют участников совета в исторической столице оренбургских казаков - богоспасаемом граде Оренбурге. Мы выражаем благодарность всем, кто оказал нам помощь и поддержку в проведении Совета, но особая благодарность оренбургским казакам, первому заместителю атамана Оренбургского казачьего войска А.В. Покровскому, атаману первого отдела В.В. Неретину, А.Б. Логинову.
Большое спасибо руководству Оренбургской области, лично губернатору Ю.А. Бергу, главному Федеральному инспектору С.А. Гаврилину, вице-губернатору, заместителю председателя Правительства Д.В. Кулагину за конструктивную политику проводимую в отношении казачества и тёплый приём оказанный делегации Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков во главе с Верховным атаманом Союза казаков России П.Ф. Задорожным.
Создавая Международную общественную организацию «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков», мы ставили перед собой задачи консолидации здоровых сил казачества на территории Российской Федерации, Республики Казахстан, Средней Азии, сведения к минимуму противоречий внутри казачьих общин, определения основных направлений развития. Тогда мы ещё не знали, что являемся в определённой мере предтечей Таможенному и Евразийскому союзу.
Мы видим, какую большую работу по созданию и укреплению Таможенного и Евразийского Союза проводят Президенты: В.В. Путин, А.Г. Лукашенко, Н.А. Назарбаев, А.Ш. Атамбаев. В этом вопросе наша организация будет оказывать им всемерную и посильную поддержку.
Если будут решены задачи по созданию таможенного и Евразийского союза, они выведут народы, проживающие на данных территориях, на принципиально новый качественный уровень развития с громадными перспективами и снимут многие проблемы разделённых братских народов. Без всякого сомнения, воспрепятствованием такой задаче занимаются лучшие аналитические умы Запада.
Политика Запада в отношении России всегда была минимум трёхслойной. На первом, высшем уровне, где взаимодействуют главы государств, говорят о партнёрстве и мило улыбаются. На втором – элитном - к России относятся плохо, считая её диктатурой, а русских полуварварским племенем. На третьем – общественно-политическом - всеми силами осуществляется дестабилизация обстановки внутри страны. Так было, есть и будет всегда. Именно Запад, опасаясь даже осознания русскими необходимости такого объединения, тратит неимоверные силы и средства на информационную войну. Любые попытки России хотя бы вскользь обронить слова о своих законных жизненных интересах (а что может быть более естественным, чем объединение искусственно разделённого народа!) объявляется и впредь будет объявляться «новой империалистической политикой России», а вот бомбёжки Югославии, Ирака, Ливии, Афганистана – расширением и победой демократии.
Мы изначально понимали, что какие бы благородные цели мы перед собой ни ставили, они никогда не будут восприняты всеми сразу. Для этого требуется время, ведь совсем недавно и казаков в нашей стране многие всерьёз не воспринимали, а кое-кто не воспринимает до сих пор, некоторые живут представлениями о казачестве эпохи царствования Ивана Грозного. Однако время всё расставляет по своим местам. Так уж повелось, что всегда в любой группе людей, пусть и близких, сразу трудно прийти к однозначному решению, даже тогда, когда, как нам думается, ответ лежит на поверхности и очевиден для большинства. Учёные, инженеры, законодатели, разрабатывая новые конструкторские проекты, законы, всегда делают выбор одного варианта из множества решений. А это значит, что ряд участников любого проекта остаются неудовлетворёнными в силу многих причин, объективных и субъективных, но вынуждены мириться с другим мнением. К сожалению, такова жизнь, и общество ничего другого не придумало, меньшинство должно подчиняться большинству. Есть примеры и обратного порядка, когда агрессивное меньшинство захватывает рычаги управления и навязывает, подчиняет своей воле большинство. Современные политические технологии позволяют это делать.
Наша организация всегда была открыта для диалога, благодаря взвешенной, конструктивной политике мы год от года укрепляем свои позиции. Дорога для нормальных, толковых казаков, кто душой болеет за будущее казачества, в наш Союз не закрыта. Мы не делим казаков на своих и чужих, для нас все казаки, кто разделяет наши цели и задачи, кто бескорыстно работает на авторитет казачьего движения, одинаково дороги. Однако тем, кто пытается под различными, в т.ч. и благовидными, предлогами внести в наши ряды раскол, смуту, под видом демократии пытается навязать нам свои ценности, представления о том, каким казачество должно быть, даём от ворот поворот. С другой стороны, со своим уставом в чужой моностырь не лезем. Различия в мнениях, разные подходы к решению одних и тех же задач, разногласия всегда были и будут, и от этого никуда не уйдёшь. Главное, чтобы они не стояли непреодолимым препятствием на пути наших стратегических целей и задач. Безусловно, пути к компромиссу следует искать всегда. В народе говорят: « …плохой мир лучше доброй ссоры».
Следует отметить, что Международная общественная организация (МОО) «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» в составе Общероссийской общественной организации «Союз казаков» является добровольным, самоуправляемым некоммерческим объединением. Она действует в соответствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Уставом Содружества Независимых Государств, национальными гражданскими законодательствами и законодательствами об общественных объединениях указанных государств.
Целями деятельности Союза являются:
- дальнейшее развитие и укрепление в среде казачества отношений дружбы, добрососедства, доверия, взаимопонимания;
- координация усилий войск, входящих в настоящий Союз, по более эффективной реализации настоящего Устава, на основе более тесного сотрудничества в экономической, гуманитарной, культурной областях;
- содействие процессу восстановления исторических традиций казаков, проживающих в Сибири, на Урале, Оренбуржье, Семиречье, в свободном общении, контактах и передвижении;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в различных сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и межнациональных конфликтов на основе уважения к национальным и религиозным традициям всех народов, проживающих на территории деятельности Союза.
Задачи Союза:
- научное изучение и популяризация исторического и культурного наследия казачества;
- воспитание молодёжи в духе лучших казачьих исторических традиций;
- содействие возрождению традиционных для казачества форм самоуправления и хозяйствования;
- оказание помощи вынужденным переселенцам и беженцам;
- благотворительная деятельность.
Принципы деятельности Союза:
- уважение суверенитета Российской Федерации, Республик Казахстан, Кыргызстан;
- невмешательство во внутренние дела государств;
- добросовестное выполнение принятых на себя обязательств;
- объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни казаков и других народов;
- духовное единение казаков и народов, проживающих с ними на одной территории, на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Базой нашего правового положения в государстве и обществе является Устав, а поскольку мы являемся общественной организацией именно на нём основано общественное самоуправление и делегирование полномочий от низового до международного уровня. Юридически Союз казаков - Общероссийская общественная организация, фактически – международная т.к. объединяет многие казачьи организации, работающие на постсоветском пространстве. Международная общественная организация «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» входит в состав Союза казаков России.
Высшим руководящим органом Союза казаков России является Общероссийский Большой круг. Коллегиальным руководящим органом, действующим в период между Большими кругами, - Совет атаманов. Исполнительным органом Союза является атаманское правление. Единоличным исполнительным органом Союза является Верховный атаман. Коллегиальным совещательным органом Союза - Совет стариков. Контрольно-ревизионным органом Союза - ревизионная комиссия. Органом, осуществляющим контроль и оценку исполнения казачьих традиций и обычаев, соблюдения Кодекса чести Союза, - суд чести.
Помимо Устава для управления и регулирования внутренней жизнедеятельности Союза Советом атаманов принимаются положения и нормативные акты: «Положение о Совете атаманов», «Положение об общественном управлении Союза», «Положение об общественном управлении в казачьих войсках Союза», «Положение об общественном управлении в отдельных округах (отделах) Союза», «Положение о станичном управлении Союза», «Положение о судах чести Союза», «Положение о порядке верстания в казаки Союза», «Положение о наградах Союза», «Положение о чинопроизводстве Союза», «Положение о форме одежды Союза», «Положение о членских взносах Союза», «Положение об основных понятиях и терминах Союза», другие положения и кодексы, необходимые для обеспечения деятельности Союза.
Все вопросы Большого казачьего круга решаются простым большинством голосов, за исключением вопросов о ликвидации и реорганизации Союза, внесении изменений и дополнений в Устав. Решения о ликвидации и реорганизации Союза, внесении изменений в Устав Союза принимаются Большим казачьим кругом квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 голосов делегатов).
Совет атаманов правомочен решать вопросы, вынесенные на его рассмотрение, если в заседании участвует не менее половины его состава. Решения Совета атаманов принимаются простым большинством голосов членов Совета, участвующих в заседании.
Уставы нижестоящих организаций, входящих в Союз казаков России не должны противоречить вышестоящим. Организация, не выполняющая требования Устава Союза казаков России, других нормативно-правовых актов, автоматически ставит себя вне Союза. В противном случае нарушается управляемость всей структуры. Например, сегодня отказались выполнять вышестоящие решения вы, завтра с таким же образом не будут выполнены ваши решения другими нижестоящими организациями.
Добровольное делегирование полномочий идёт снизу вверх, никто никого насильно в Общероссийскую общественную организацию «Союз казаков» не затаскивает, но если организация приняла решение вступить, то будьте любезны выполнять все принятые на себя обязательства.
К сожалению, иногда мы видим явления другого порядка, когда некоторые личности не знают и не понимают правовой основы жизнедеятельности Союза казаков России и даже пытаются уличить Верховного атамана в нарушении казачьих традиций, обычаев. При этом, с одной стороны, этих традиций и обычаев не зная, с другой, нарушая все принятые на себя обязательства, в т.ч. присягу на верность служения Союзу казаков России, данную Верховному атаману принародно на Большом Общероссийском круге. Прежде чем кого-то обвинять, делать громкие заявления и хлопать дверью, надо разобраться с сутью проблемы и хотя бы знать элементарные вещи. Например, у войскового Совета атаманов нет права заявлять о выходе из состава Союза казаков – такое право есть только у Большого круга при условии, что за такое решение проголосует не менее 2/3 делегатов круга.
Подводя некоторый итог вышесказанному, необходимо отметить, что вопрос «Об общественном управлении и делегировании полномочий» актуален. Без делегирования полномочий не может развиваться не только крупная организация, но даже и государство.
А без единоначалия, сочетания его с принципами демократии, крепкой сознательной дисциплины, взаимовыручки, взаимоподдержки, строгого соблюдения Уставов мы не решим ни одной значимой проблемы.
Сегодня каждый атаман, член атаманского правления с особой требовательностью должен подойти к себе. Начиная с внешнего вида, правил ношения традиционной казачьей одежды, самооценки, анализа сделанного. Нам не должно быть безразлично, какую оценку даёт нам общество и государство. По большому счёту – это зеркало, в котором отражаются все наши достоинства и недостатки.
Необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы совершенствования управления, идеологической, организационной, кадровой работы, работу с молодёжью. Хорошо поставленная, организованная работа окупается сторицей. Особое внимание следует обратить на село, практика показала, что структурные подразделения, созданные в сельской местности, прочны и надёжны
По окончании каждого года работы атаманы всех уровней должны отчитывались перед казаками о проделанной работе за год и ставить задачи на следующий. Системный подход с публичным анализом деятельности в течение многих лет хорошо себя зарекомендовал в Сибирском казачьем войске. Считаю, что без серьёзного планирования, анализа проделанной работы, совершенствования управления мы будем постоянно наступать на одни и те же грабли.
В заключение кратко сформулирую задачи общественного управления и делегирования полномочий Союза СУОСК:
- Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков основан на делегировании полномочий от нижестоящих, вышестоящим уровням управления;
- уставы, нормативно-правовые акты, решения Больших кругов, Советов атаманов, атаманских правлений, приказы атаманов вышестоящих атаманов являются обязательными для исполнения организациями, входящими в структуру Союза СУОСК;
- атаманы, организации, не выполняющие вышеназванные требования, должны исключаться из структуры Союза СУОСК.
Братья казаки! В своём выступлении я обратил ваше внимание на актуальность вопроса общественного управления и делегирования полномочий Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиречеснких казаков. С одной стороны, я говорил об очевидных вещах, без которых никакое управление не возможно. С другой стороны, у определённой части людей до сих пор весьма странное представление о казачьей демократии: «что мне выгодно – это демократия, что не выгодно – это не демократия». Поэтому в своих выступлениях вы дополните мой доклад и по результатам обсуждения мы примем постановление, обязательное для выполнения.
Спасибо за внимание.
Многая и благая вам лета.
Да хранит вас Господь!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1
совета атаманов Международной общественной организации (МОО) «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков»
27 апреля 2013 г. г. Оренбург
Заслушав и обсудив доклад атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков (далее - Союз) С.М. Толмачёва «Об общественном управлении и делегировании полномочий в Союзе сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков», Совет атаманов отмечает, что Союз в составе Общероссийской общественной организации «Союз казаков» является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим объединением. Он работает в соответствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Уставом Содружества Независимых Государств, национальными и гражданскими законодательствами об общественных объединениях указанных государств.
Правовой основой положения Союза является Устав, на нём основано общественное самоуправление и делегирование полномочий от низового до международного уровня.
Высшим руководящим органом Союза является Большой круг. Коллегиальным управляющим органом, действующим в период между Большими кругами, - Совет атаманов. Исполнительным органом Союза является атаманское правление. Единоличным исполнительным органом – атаман Союза. Коллегиальным совещательным органом – Совет стариков (старейшин). Контрольно-ревизионным органом Союза – ревизионная комиссия. Органом, осуществляющим контроль и оценку исполнения казачьих традиций, обычаев, соблюдения Кодекса чести Союза, - суд чести.
Помимо Устава для управления и регулирования внутренней жизнедеятельности Союза Советом атаманов принимаются положения и нормативные акты.
На основании вышеизложенного
СОВЕТ АТАМАНОВ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Атаманам всех уровней в своей деятельности постоянно руководствоваться Уставом Союза.
2. Довести информацию до всех организаций о том, что в соответствии с Уставом в Союзе полномочия делегируются от нижестоящих вышестоящим уровням управления.
3. Уставы, нормативно-правовые акты, решения Больших кругов, Советов атаманов, атаманских правлений, приказы вышестоящих организаций, атаманов являются обязательными для исполнения организациями, входящими в структуру Союза.
4. Атаманы, организации, не выполняющие вышеназванные требования, должны исключаться из структуры Союза.
Постановление принято единогласно.
Атаман Союза С.М. Толмачёв