В Москве ведутся работы по установке памятника герою Отечественной войны 1812 года атаману Матвею Платову. Автором скульптурной композиции является казачий скульптор Константин Чернявский. Сегодня вашему вниманию представляется одна из его работ - памятник казачьим матерям «Казачьему Роду нет переводу…»
Скульптурное произведение представляет собой трёхфигурную композицию (мать и два сына).
Суть композиции как нельзя лучше выразил член союза журналистов России Сергей Попов: «Уже нет рядом отца и старшего сына - вооруженных защитников – они уходят на битву с лютым ворогом. То ли погибнут в бою, то ли будут расстреляны, то ли потеряются на полях сражений их останки без погребения. Мать и жена, полная глубокой скорби, но сдержанно и достойно провожает их. Она, глазами, полными слёз глядит и глядит им во след, благословляет их правой рукой, левой прижимает к себе младших сыновей, защищая их силою веры и материнской любви. И никакая вражья сила, пока она жива, не отнимет у неё детей, не заставит ее изменить своей вере, забыть свой род. Ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Маленькие казачата, прижавшиеся к матери, до конца дней своих не забудут этот пример человеческого достоинства, взрощенного из материнской любви и традиций казачьих предков. Защищенный силой молитвы матери младший, сжимает игрушечную лошадку. Наступит срок, прокричит сотник «на конь» и понесется он в казачьей лаве на тех, кто лишил его отца и посмел обидеть мать, которая для него сейчас и мать и Родина и защита. Подрастай быстрей казак! Мать Родина надеется и ждет. Тот же, что постарше, уже не только ищет защиты у матери, но и сам готовится её защищать и, бросая прощальный взгляд уходящим отцу и старшему брату, как бы обещает им это. Талант скульптора - русского патриота К. Чернявского, достойного продолжателя традиций русской монументальной скульптуры, обладает такой силой, что зрителю представляется за спиной матери родной курень, подворье огороженное плетнём, а дальше – бескрайняя казачья степь с курганами, буераками, посреди которой привольно несёт свои воды Дон-батюшка. Застыли в бронзе мать и ее двое сыновей, но они и символ, и отголосок судеб тысяч конкретных живых уроженцев Дона, да и не только его. И на Кубани и на Тереке, Волге и Яике и на берегах многих больших и малых рек необъятной России мог бы стоять этот памятник казацким матерям».
Добавим, что эта скульптура может располагаться и у казачьих кадетских корпусов, возле церкви, у центра казачьей культуры, в военном училище и т.п., соединяя в себе и семейную, и воинскую, и церковную традицию. Причём размер скульптуры (240см в высоту) позволяет установит её как и на улице, так и в помещении (например в музее).
На данный момент в литейной мастерской уже хранятся гипсовые формы этой скульптуры. Стоимость скульптуры в бронзе включает только отливку в бронзе, обработку и проработку, что составляет 1 000 000р. Работы будут производиться в Ростове-на-Дону.
КИАЦ
|