Товарищ Атамана сотник С.В. Таранец. Костанайская община Оренбургских казаков.
Как на масленой неделе из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои… И сыр, и творог, всё летело под порог! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
Воскресный день 26 февраля 2012 года выдался прохладным, но очень солнечным. Оренбургские Казаки Костаная провели масленичные гуляния.
Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы — блины, маскарад, игры.
Масленица — это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светлыми мыслями и чистой душой. Многие проповедники обрушивались на масленицу. В конце XVII в. Патриарх Андриан даже пытался запретить «бесовский праздник», но не сумел — только сократил с четырнадцати до семи дней. А со временем церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, приняла ее в число своих обычаев.
Следуя вековым традициям, Казаками Костанайской общины Оренбургских Казаков своими силами и на собственные средства были проведены масленичные гуляния.
Традиционное кушанье масленицы – блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно, но поначалу они были атрибутом поминок. Первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули, а уж после под блины стали петь да плясать, Масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!».
Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, Св. Власию, чучелу Масленицы, морозу и др.
Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Св. Власию или умершим.
Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком.
Последний день масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». «Прощенное», самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать Масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. После блинов отправлялись на улицу -' «с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и назывались праздничные гулянья на масленицу «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы — борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей.
На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства.
В Костанайской общине гуляния начались с утра традиционным застольем, с непременным поеданием блинов, пирогов и других разнообразных яств. Все эти кушанья запивались горячим чаем, сбитнем и компотом. После не продолжительного застолья шумная ватага высыпала на улицу для веселья, игр, песнопения и плясок.
В программу масляничных гуляний входили: - перетягивание каната; - эстафета «гонки на мётлах»; - конкурс «весенний дворник»; - лазание на ледяной столб; - бой подушками; - игра «орлиные бои»; - соревнования в жиме гирь.
В промежутках между конкурсами, детвора с удовольствием каталась на санях с построенной накануне ледяной горки. Победители соревнований и конкурсов, награждались ожерельем из сушек и баранок. Все действа сопровождались песнями, плясками, частушками в исполнении Кадетов и Казаков общины.
Кульминацией масленицы стало сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Чучело было сделано силами общины. Горение чучела сопровождалось песней: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле — Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо — Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь!
После уличных гуляний, все вернулись за накрытые столы, где продолжилось веселье с застольными играми. На масленичные гуляния был приглашен и принял самое активное участие заведующий секретариатом - заместитель председателя Костанайской областной Ассамблеи народа Казахстана Багытур Алимбаевич Дандыбаев.
Костанайская община Оренбургских Казаков выражает искроенную благодарность корреспондентскому пункту «7 Канал» по Костанайской области, а именно Владимиру Ивановичу Крикун и Евгению Валерьевичу Зорину за участие в масленичных мероприятиях и за отснятый и подготовленный репортаж.
Товарищ Атамана сотник С.В. Таранец
|