Складывается полное впечатление, что Россия
балансирует на грани войны: социальной и этнической. К сожалению,
употребление слова "война” не является преувеличением: трагические
события 2010 года нас в это только убеждают, стоит лишь бросить на них
беглый взгляд.
В мае-июне вспыхнул вооружённый бунт в Приморье. При
этом действия "приморских партизан” получили в обществе столь высокую
степень моральной поддержки (согласно данным Интернет-опросов она
зашкаливала аж за 80%), что здесь можно даже говорить о преодолении в
общественном сознании некой черты. Наподобие той, через которую
перешагнуло русское общество в 1878 году, после пистолетных выстрелов
Веры Засулич в петербургского градоначальника генерала Ф.Трепова.
Получается, что как и 130 лет назад, наш народ де-факто снова признал за
собой (а "приморские партизаны” – это и есть часть народа) право на
вооружённое сопротивление и даже террор в отношении тех, кого считает
своими угнетателями.
На южных рубежах обстановка накалилась ещё более.
Масштаб боевых действий на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, весь
этот год продолжал расти. Диверсии и стычки между милицией и боевиками
происходят здесь практически ежедневно. Федеральные СМИ сообщают в
новостях только о наиболее крупных из них – и то картина выглядит
устрашающей. Счёт одних только убитых идёт на сотни.
Совершенно очевидно, что Кремль на глазах теряет рычаги управления
регионом и при этом не только не может переломить ситуацию, но, видимо,
даже толком не представляет, как и за счёт чего конкретно это можно
сделать в условиях господствующих идеологических и политических
установок. От которых он отказываться, разумеется, не собирается.
Неожиданное "потепление” в отношении официальных властей к терскому
казачеству наводит на мысль о "тактике” хватания за соломинку.
Абсолютно уверен, что дальше деклараций, приветственных посланий кругам
и пустопорожней болтовни дело не пойдёт, не те сегодня в Кремле
политические и ценностно-мировоззренческие ориентиры. Обращение
Медведева к казачьему кругу просто означает, что на Кавказе всё
действительно очень плохо. Иначе с чего бы вдруг власть предержащие
заговорили с проживающими там русскими людьми человеческим голосом?
Видимо, от полного ощущения патовости сложившейся ситуации.
Однако боевые действия постепенно разгорающейся гражданской войны
протекают не только в Приморье и Дагестане. Они переносятся на
территорию всей России практически повсеместно, где только сталкиваются в
повседневной жизни представители разных народов гниющего и
распадающегося на глазах государства. Только за последние полторы недели
по стране прокатилась целая волна стычек и убийств на национальной
почве: Зеленокумск, Ростов-на-Дону, теперь вот Москва.
Все эти преступления объединяет одна характерная черта: агрессорами и убийцами выступили именно представители кавказских диаспор, пустивших корни в русских городах.
В Зеленокумске чеченцы в ночь на 27 ноября открыли стрельбу по
безоружным казакам, вступившимся за 15-летнюю Катю Чернову, которую
"гости из Чечни” пытались изнасиловать. Ранили семерых человек.
В Ростове-на-Дону в ночь на 30 ноября своими кавказскими сокурсниками
забит до смерти студент Ростовского государственного строительного
университета 18-летний Максим Сычёв. Причина убийства – отказ русского
студента писать для них курсовую работу.
В Москве в ночь (Заметьте, опять в ночь – преступники, словно
хищники, нападающие под покровом тьмы!) на 6 декабря группой кавказцев
(по предварительным данным дагестанцев и кабардинцев) выстрелами из
травматического пистолета убит Егор Свиридов, футбольный фанат
московского "Спартака”. Его друг тяжело ранен, ещё двое пострадавших,
сильно избитые, находятся в больнице.
Надо сказать, это уже второе за год убийство "спартача”. 10 июля
возле входа в метро "Чистые пруды” чеченцами был убит 22-летний Юрий
Волков. Причина убийства – спутник Волкова нечаянно в толпе задел локтем
чеченца.
Сказать, что столицу убийство Свиридова всколыхнуло не будет
преувеличением. Пожалуй, впервые в современной истории страны столь
разобщённые и зацикленные на самих себе москвичи в количестве свыше
тысячи человек из чувства этнической солидарности вышли на акцию
протеста и перекрыли почти на целый час Ленинградский проспект. Значит,
реально допекло!
Несмотря на то, что убийство Свиридова, в которого выпустили четыре
пули, причём, последнюю в голову, произведя, по сути, контрольный
выстрел, произошло на нефутбольной почве, террор этнопреступников в
отношении именно спартаковских фанатов показателен. Не секрет, что
"спартачи” пользуются среди значительной части кавказцев особой
ненавистью, чему наглядными свидетельствами могут служить инциденты во
время их выездов в Нальчик весной 2008 г. и в Махачкалу в октябре
нынешнего. В столице Дагестана, кстати, по ним уже стреляли – автобус с
ехавшими в Астрахань после игры болельщиками был расстрелян неким
Маратом Рагимовым, из машины которого милиционеры изъяли не только
травматическое оружие, но и боевое – карабин "Сайгу”. В тот раз в
спартаковском фан-движении обошлось без жертв. Они появились у него
позже, уже в Москве.
Визиты "Спартака” и его болельщиков в Махачкалу, вернее, то, какую
реакцию они вызывают среди местных фанатов – тема отдельного разговора.
Их реакция, по сути, одна – форменное беснование. Я, как
непосредственный очевидец всех четырёх футбольных матчей "Анжи” -
"Спартак” (в 2000 – 2002 гг. и в 2010 г.) могу много чего интересного
рассказать. И о том, как четыре десятка русских парней в августе 2000
года едва не были в буквальном смысле растерзаны озверевшей толпой на
Восточной трибуне республиканского стадиона "Динамо” (от тяжких увечий
или даже смерти их тогда спас дагестанский ОМОН и бойцы Внутренних
войск, взявшие приезжих фанатов в тройное кольцо). И о том, как всякий
раз тысячи глоток весь матч скандируют грязные ругательства и
оскорбления по адресу "народной команды”. И о том, что "экшены” на матче
и после него 3 октября этого года против "Спартака” и его болельщиков
готовились заранее. Скажем, содержание "антифашистского” баннера,
вывешенного в ходе игры, оживлённо обсуждалось в ложе прессы близкими к
футбольному клубу "Анжи” людьми. То есть, об этой акции (а может, и не
только об этой) им было прекрасно всё известно загодя.
Боюсь, что теперь после всего случившегося долгая и, видимо,
кровопролитная война между многочисленными и организованными
спартаковскими фанатами и представителями кавказских диаспор неизбежна.
И, несмотря на правые убеждения значительной части "спартачей”,
спровоцирована эта война вовсе не ими. Отныне каждый визит нальчикского
"Спартака” или "Анжи” в Москву, равно как и ответные поездки русских
фанатов в столицы кавказских республик (в том, что они туда поедут
вновь, можно не сомневаться) будет вызывать ситуацию, близкую к
чрезвычайной.
Да, подозреваемый в убийстве Свиридова 26-летний Аслан Черкесов
арестован и привлечён к уголовной ответственности по ст.105, ч.1 в
качестве обвиняемого. Однако остальные подельники убийцы, которых было с
десяток, благополучно отпущены и разгуливают на свободе. Более того,
они или их сородичи, раздобыв телефонные номера (интересно бы узнать у
работников милиции, каким образом?!) вдовы Свиридова и девушки, ставшей
свидетелем убийства, нагло угрожают женщинам, требуют не давать
показаний. Жестокое убийство плюс факт наглых угроз и взорвал вконец
русскую общественность, спровоцировав её сначала на организацию схода
возле Головинской прокуратуры, а затем и массовое шествие с перекрытием
Ленинградского проспекта.
В успешном проведении данной акции (а её следует признать успешной,
ибо теперь о преступлении знает едва ли не вся страна) следует особенно
выделить организационный момент. Ведь зачастую именно его столь
мучительно не хватает многочисленным русским движениям.
Дело в том, что Егор Свиридов – не рядовой фанат, а человек,
пользовавшийся значительным авторитетом в группировке "The Union”. А
фанатские группировки – организации сплочённые, со своей строгой
иерархией и неформальными лидерами, которым остальные члены бригады
подчиняются неукоснительно. В отличие от обычных, разобщённых, мало
общающихся даже со своими близкими родственниками жителей современных
русских городов они представляют вполне определённую силу. Причём,
боевую силу, которая в случае необходимости может за полдня и стихийный
митинг организовать в тысячу человек, и физический отпор дать, в том
числе и сплочённым по кровно-родственному и земляческому принципу бандам
этнопреступников. Те, по всей видимости, просто ещё до конца не поняли,
с кем именно связались.
Разумеется, я далёк от идеализации фанатского движения в России
вообще и спартаковского в частности (так же как и далёк от огульного
очернения и демонизации кавказцев). Я прекрасно помню, что не так уж
давно (в 2005-2006 гг.) бойцы спартаковской бригады "Гладиаторы” сами
выступали в качестве боевого отряда погромщиков, избивая оппозиционеров и
охраняя съезды "нашистов”.
Что ж, в отношении тех любителей "участвовать в политике” как никогда
справедлива русская народная поговорка: за что боролись – на то и
напоролись. Отрабатывая якеменковские деньги, проламывая битами головы
нацболов, они, верно, не думали, что в очень скором времени в тела уже
их соратников вонзятся пули и ножи тех, кого защищаемая ими власть столь
трепетно опекает.
Судя по реакции в Интернете, русских людей особенно поражает та
жестокость, с которой действовали преступники: добивали раненого, били
ногами лежачих по головам и т.д. Увы, в межнациональных столкновениях
придётся столкнуться ещё и не с этим. Реалии таковы, что сегодня на
Кавказе среди молодёжи тип тупого и агрессивного "быка”, привыкшего
действовать почти исключительно грубой физической силой, повсеместно
вытеснил все остальные. А у этой социальной категории агрессия и
жестокость вырабатывается с детства. Причём, зачастую не столько улицей,
сколько родными отцами и старшими родственниками. Скажем, ситуация, при
которой старший брат стравливает на улице младшего с каким-нибудь
сверстником, является не такой уж редкой. И если тот в драке окажется
побит, то дома его ожидают не утешение и сочувствие, а новые побои.
Только на этот раз уже от старшего брата, в назидание, чтобы в следующий
раз дрался лучше.
Грубость, рукоприкладство, насилие в семье, битьё жён и детей – всё
это реалии современного Кавказа, на котором массы людей, спустившись с
гор и утратив связи с традиционным горским обществом, на глазах
превращаются в варваров XXI века. Горское общество, конечно, тоже
отличалось суровостью, но беспредельничать в нём было сложно – роль
общественного мнения там огромна, а власть старших вообще носила
тотальный характер. Однако в городах, а уж тем более в русских городах,
все эти ограничения с мигрантов снимаются напрочь, их уже никто и ничто
не сдерживает.
Кого же может взрастить такой социум, в котором проявления зверства и
дикости отныне являются повседневными и зачастую даже поощряемыми? Да
по большей части тех, кто топчет ногами головы распростёртых на асфальте
тел и затем производит ещё и контрольные выстрелы.
Не удивлюсь, если на следствии и на суде обвиняемый (или, всё же
надеюсь, обвиняемые) будут оправдывать себя тем, что, мол, Свиридов,
"сам начал их оскорблять на национальной почве” и вообще "первый начал”.
Ведь говорил же уже задержанный Марат Рагимов следователям, что, мол,
обстрелять автобус с московскими фанатами его побудил мотив личной мести
– будто бы он сам в Москве был ими избит. Был или не был – поди теперь
проверь. Зато попытка ухода от ответственности путём представления
спартаковских болельщиков сплошь фашистами, которых только и надо
стрелять (а ведь именно такой подтекст содержится во всех этих
отговорках) представляется той лазейкой, проскользнуть в которую
этнопреступники ради своего спасения наверняка попытаются.
Как уже говорилось выше, российское государство рассыпается на
глазах. И никакие цены на нефть, никакие Стабфонды и никакие властные
вертикали с "суперпрофессиональными” менеджерами-управленцами его уже не
спасут, если у народа нет веры в главное – в справедливость этого
государства, в его историческое право на существование. Ведь как писал
ещё Аристотель в своей "Политике”: "Понятие справедливости связано с
представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом
справедливости, является регулирующей нормой политического общения”.
Добавлю от себя, что государственная справедливость – это едва ли не
основной принцип скрепления разных людей в единую социальную общность.
Если же такое ощущение утрачивается, как, считаю, уже произошло в
России, то всё, распад общности – это вопрос лишь времени. Поэтому
безусловно прав Сергей Кара-мурза, утверждающий, что России как единой
общности на сегодняшний день не существует, ибо отсутствует главное –
тот скрепляющий материал, который объединяет людей разного социального и
этнического происхождения в эту общность. Ценностные ориентиры
искажены, смыслы подменены, и нет свежих идей, как вылезти из этой ямы.
Есть лишь некое количество разных проживающих на территории РФ
народов, отчуждение и ненависть между которыми лишь расширяет пролёгшую
между ними пропасть.