Это было в месяце октябре 1860 года. Так события тех дней описывает «Геродот Семиречья» есаул Н.В.Леденёв.
«…Между тем кокандцы (http://ru.wikipedia.org/wiki/Кокандское_ханство) под начальством Канаат-ша, собрались около разрушенного Пишпека в числе около 20 тысяч с 10-ю орудиями, двинулись в Заилийский край и 18 октября их передовые части появились близ нашего пикета Узун-Агач, в 54 верстах к западу от Верного. На следующий день пятитысячный неприятельский отряд обложил этот пикет и повёл на него беспрерывные атаки, возобновлённые 20 октября, стойко выдержанные маленьким гарнизоном, состоящим всего из роты и сотни при 2-х полевых орудиях. Вследствие же малых размеров оборонительной казармы на Узун-Агаче, рота и орудия не могли даже поместиться в ней и содействовали защите пикета, располагаясь возле него в открытой местности.
20 октября подполковник Колпаковский
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Колпаковский) выступил с отрядом из Верного к 9 час. вечера подошёл к Узун-Агачу.
Неприятель безуспешно нападал на пикет, отошёл и расположился на ночлег в 5-ти верстах к западу от него за возвышенностями.
Подполковник Колпаковский присоединив большую часть защитников Узун-Агача и одно орудие к своему отряду, в ту же ночь, до рассвета, двинулся к неприятельскому расположению и в 4 часа утра 21 октября вступил в бой с кокандцами.
Наш отряд состоял из трёх рот пехоты, 4-х сотен казаков с 2-мя ракетными станками, двух пеших батарейных и 4-х конных орудий, т.е. всего из 799 человек. Дело же происходило по обеим сторонам речушки Кара-Кастек, к северу от пути, соединяющего пикет Узун-Агач с Кастеком, в местности, представляющей в общем подгорную, чуть всхолмлённую равнину, прорезанную во многих местах в направлении с юга на север глубокими, преимущественно параллельными логами, разделяющими её на целый ряд плоских и длинных возвышенностей.
Открыв неприятеля и выдвинув вперёд артиллерию под прикрытием стрелков и казаков, подполковник Колпаковский приказал начать огонь по многочисленным скопищам противника.
Удачное действие нашего артиллерийского огня, на который кокандцы отвечали стрельбой из фальконетов и турок, заставило их постепенно отходить к западу, с одной возвышенности на другую, за р. Кара-Кастек и далее.
Наш отряд преследовал неприятеля и Колпаковский рассчитывал уже дать отдых утомлённым войскам, когда новые, огромные скопища кокандцев, среди которых находился батальон пехоты в 800 человек только что образованный Маля-ханом, начали обходить отряд с флангов и тылу. Но и здесь удачное действие нашей артиллерии, смелые атаки пехоты и казаков – рассеяли эти наседавшие толпы врагов.
Как особенно характерная черта этого боя, вызванная несоразмерным численным превосходством противника героизмом наших войск, обращает на себя внимание то обстоятельство, что во время, - когда передние части отряда шли в атаку, с тыла на них бросалась кокандская конница, с которой боролась огнём и штыками, свернувшись в кучки арергардная цепь, двигавшиеся за наступавшими в расстоянии обеспечивающем их тыл, а её самоё от отдельного от передовых частей поражения, т.е. бой кипел с одинаковым напряжением на фронте, в тылу и на флангах отряда и в тоже, время ни один из противников не был в положении исключительно обороняющегося.
Кокандцы, потеряв от артиллерийского огня и рукопашного боя полутора тысяч человек поспешно отступили и ушли за Чу.
Наши потери в этом памятном бою: 1 убитый, 26 раненых и 6 контуженных, в числе последних и сам подполковник Колпаковский.
Таким образом, отряд, в составе всего 799 человек, остановил вторжение по крайней мере в двадцать раз превосходившего его числом неприятеля…»
История Семиреченскоко казачьего войска. Н.В. Леденёв 1909. Стр. 473-475В ясный воскресный день 19 декабря 2010 года, Союз казаков Семиречья, после нескольких переносов ((3-4 ноября должен был быть это праздник) по обстоятельствам, связанным с другими событиями, в том числе и саммитом ОБСЕ) отпраздновал, наконец, эту славную дату и принимал гостей, которые приехали не только из различных регионов Казахстана, но и из Киргизии и России.
Но «нет худа без добра» - этот день совпал и с другим нашим праздником – присвоения старшинства Семиреченскому казачьему войску (от 1582г., равному с Сибирским КВ). В общем был большой праздник, а эти несколько фотографий лишь слабое отражение того, что все мы испытывали, вспоминая славные дела наших предков.
Слава Богу, что мы казаки!
Фото 1. Общее. Этот памятник (стела) сложен из гранитных, грубо отёсанных блоков, размещен на православном кладбище станицы Узун-Агач, на высоком, с почти отвесной стеной «прилавке» . Стела поставлена супругой генерала Г.А. Колпаковского - «От вечно любящей жены», была значительно разрушена, восстановлена (финансировал) верховный атаман СКООК.
Верх памятника - бронзовый орёл терзает карту Кокандского ханства. (Считается, что таких памятников только три: на Бородинском поле, на Шипке и у нас в Семиречье.)
Фото 2. Могила и памятник Сарыбай-би (Сарыбай Айдос Улы) Это славный предводитель тех казахских джигитов родов шапрашты и дулат, которые поддержали русские войска в их битве против кокандцев (видимо их было несколько сотен). Наиболее известные люди этих родов Карасай-батыр и Президент РК. Позже Сарыбай-би стал ближайшим соратником (порученцем) генерала Колпаковского, полковник, степной судья (-би).
Фото 3. Глава Русской общины Бунаков Ю.З и Верховный атаман СКООК Захаров Ю.Ф.
Фото 4. Ветераны-афганцы вручили нашим старикам награды.