Гвардейский ракетный крейсер «Москва», прозванный на Западе «убийцей авианосцев» и до 1995 года носивший наименование «Слава», по праву является флагманом Черноморского флота. В те времена в СМИ зачастую задавался вопрос – для решения каких задач необходимо держать на Черном море этот ракетный крейсер. О крейсере «Москва» и связанных с ним вопросах рассуждает Александр Кудрявцев.
Корабль с именем столицы на борту в любом флоте окружен пристальным вниманием. Не исключение и гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва». С одной стороны, ГРКР «Москва» изначально был настоящим местом паломничества высокопоставленных лиц Советского Союза, России и других стран. С другой…
В начале 90-х годов прошлого века был поставлен вопрос о его списании и продаже на металл. Так сложилось, что хмурым октябрьским утром 1990 года автор был свидетелем того, как ракетный крейсер «Слава» своим ходом уходил на ремонт в Николаев. С тем, чтобы лишь через 9 лет вернуться на буксирах на свой родной 12-й причал в Севастополь.
В 1995 году решение о присвоении гвардейского звания и переименовании «Славы» в «Москву» вызвало немало споров. Понятно, в СМИ звучало немало обвинений в адрес инициатора переименования тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова – политический пиар, отсутствие меры и скромности. И для каких целей вообще необходимо держать на Черном море ракетный крейсер, иногда называемый «убийцей авианосцев».
Только август 2008 года показал, насколько важен подобный ракетный аргумент мира и согласия… Сразу после конфликта в Южной Осетии в Черное море зашли боевые корабли НАТО, в том числе и польский эсминец американской постройки. Российское руководство вполне спокойно отнеслось к демонстрации «мирных» намерений Северо-Атлантического блока.
Один полный ракетный залп «Москвы» стал бы последним для всего натовского корабельного отряда.