2013-10-30 Евгений Савоев
В агентстве РИА «Новости» журналистам и политологическому сообществу был представлен доклад Центра политической информации «Совершенно Секретно. Итоги деятельности Сергея Шойгу за первый год работы на посту министра обороны России».
Авторы доклада - генеральный директор ЦПИ, политолог Алексей Мухин и военный эксперт Павел Верхняцкий – отметили, что в основу доклада легла как информация, опубликованная в СМИ, так и собственная – полученная аналитиками Центра от собственных источников в Минобороны и иных ведомствах.
За несколько дней до презентации доклада по журналистскому сообществу Москвы прокатился слух о возможной отмене пресс-конференции, которой якобы были намерены добиться какие-то «влиятельные политические круги», поэтому текст доклада Центра политической информации, полученный редакцией АПН накануне, читался в коридорах и кулуарах как самиздатовская рукопись. Но презентация все же состоялась, собрав в Президентском зале РИА всех наиболее авторитетных военных экспертов. «Специальным гостем» и участником дискуссии был, в частности, президент Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев.
Экспертный доклад, в котором содержится подробный анализ всех результатов работы команды Сергея Шойгу, пришедшей к руководству в Минобороны в ноябре прошлого года, содержит ряд заслуживающих внимания выводов. Главный итог работы Сергея Шойгу и группы профессионалов, пришедших вместе с ним в Минобороны из МЧС, заключается в том, что всего лишь за год им удалось не только найти общий язык с армейским генералитетом, но и разработать и уже начать реализовывать программу развития Вооруженных Сил страны, рассчитанную до 2020 года.
Еще в январе – 2013-го года, спустя два с небольшим месяца после вступления в должность нового министра обороны, Президенту России был представлен «План обороны России», в котором были учтены все угрозы, с которыми может столкнуться страна. Политологи отмечают, что «вероятность полномасштабной глобальной войны оценивается сегодня как достаточно низкая, в первую очередь, ввиду наличия инструмента ядерного сдерживания. Но основными внешними угрозами на данный момент следует признать локальные и региональные конфликты по периметру территории Российской Федерации, прежде всего, в Средней Азии и на Кавказе. Напряженность может обостриться и после полного ухода США из Афганистана. Главной же внутренней угрозой выступает проблема терроризма на Северном Кавказе. Одновременно, нельзя сбрасывать со счетов и такие геополитические риски, как продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России, в т.ч. системы ПРО, нестабильность на Ближнем Востоке, территориальные претензии к России со стороны Японии».
«План обороны России» также учитывал такие аспекты, как реализация государственной программы вооружений, а также программы инфраструктурных изменений Вооруженных Сил. Например, по решению С.Шойгу были созданы Силы специальных операций (ССО), причем их применение запланировано не только на территории страны, но и за ее пределами, что говорит о стремлении России более активно отстаивать свои интересы на международной арене. Идея создания ССО в виде единого центра по управлению российскими спецподразделениями возникла ранее, однако не была реализована. По мнению политолога Алексея Мухина, «Сергей Шойгу решил поддержать инициативу офицеров Генштаба и ГРУ по созданию такой структуры, и сделал это своевременно, так как такое решение продиктовано новыми геополитическим угрозам и рисками».
Кроме того, руководством Минобороны был разработан и утвержден «План развития Минобороны до 2020 года». Авторы доклада считают, что этот документ вместе с «Планом обороны России» позволил устранить хаотичность и бессистемность в строительстве Вооруженных сил, которая наблюдалась ранее. «Сегодня Минобороны помимо системного подхода характеризуется беспрецедентной открытостью: План развития Минобороны опубликован на официальном сайте ведомства. Открытый доступ к основным запланированным показателям повышает степень ответственности за их выполнение: видимо, руководство министерства этого не боится», - говорит Алексей Мухин.
Политологи отдельно остановились на антикоррупционных инициативах нового руководства ведомства. Главной из них стоит признать публично озвученное предложение Сергея Шойгу снять с его ведомства несвойственную Минобороны функцию ценообразования на военную продукцию и передать ее Федеральной службе по тарифам, Минэкономразвитию и Минпромторгу. Решение об изменении механизма ценообразования не только лишит армию экономической базы для потенциальных коррупционных проявлений, но также должно положительно сказаться на поставке вооружений по гособоронзаказу, ведь именно вопрос ценообразования являлся одной из причин срывов выполнения заказа в 2010-2012 годах, напомнили эксперты.
Авторы доклада, говоря о вопросах технического и технологического перевооружения армии, напомнили о решении Сергея Шойгу об отказе от уничтожения непригодных и отслуживших свой срок боеприпасов путем подрыва в пользу утилизации промышленным способом на специализированных предприятиях. Причем, как напомнили эксперты, глава Минобороны настаивал на том, что эта работа должна вестись с применением роботизированной техники. Сергея Шойгу категорически не устроила ситуация, когда подрывом боеприпасов занимались солдаты-срочники, зачастую не имевшие соответствующей квалификации. В итоге, согласно принятой в конце 2012 года правительственной программе «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на период до 2020 года», эти работы были переданы Минпромторгу. Подразделения, которые были сформированы для утилизации боеприпасов (12 тысяч военнослужащих и 1,75 тысячи единиц техники) были возвращены в пункты постоянной дислокации и расформированы. Решение С.Шойгу было позитивно встречено правозащитниками, которые ранее постоянно поднимали этот вопрос на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ. Возможно, если бы соответствующие решения были бы приняты ранее, удалось бы избежать недавних катастроф и трагедий.
Не осталось без внимания экспертов и решение Сергей Шойгу ввести практику регулярных селекторных совещаний в Мионбороны, где рассматриваются самые важные вопросы, ставятся задачи и обсуждаются результаты работы разных подразделений и управлений. «Такие совещания показали свою эффективность еще в МЧС», - напомнил Павел Верхняцкий. «Также, впервые в военном ведомстве, руководство министерства планирует создать вертикально интегрированную многоуровневую систему автоматизированного управления. Уже утвержден проект Национального центра управления обороной государства (НЦУОГ), и министерство приступило к его созданию. Аналитики считают, что «НЦУОГ станет национальным аналитическим центром оценки, моделирования и прогнозирования военно-политической и военно-стратегической обстановки, а также специальным командным пунктом, откуда высшее военно-политическое руководство страны будет осуществлять управление - как в мирное время, так и в особые периоды».
Остановившись на вопросе повышения качества подготовки войск, аналитики отдельно отметили тот факт, что с приходом в Министерство обороны команды Сергея Шойгу было воссоздано Главное управление боевой подготовки. А в течение года были проведены учения войск всех военных округов: внезапная проверка и учения на Черном море, внезапная проверка войск Воздушно-космической обороны, дальней и военно-транспортной авиации. А проверка боеготовности войск на Дальнем Востоке стала самыми масштабными учениями со времен СССР - в них участвовало 160 тыс. человек, 1 тыс. танков и бронемашин, силы флота и авиации. Июльские учения на Дальнем Востоке в определенной мере были сигналом США, Японии и Китаю о том, что Россия готова к отражению агрессии в этом регионе. Эти маневры даже называли своеобразным экзаменом для С.Шойгу на предмет его способностью управлять армией.
В целом, подводя итоги работы нового министра обороны России и его команды, эксперты выделили основные «магистральные направления развития Вооруженных Сил». Повышение боеготовности войск, декоммерциализация армии, повышение престижа службы, подъем боевого духа, возрождение армейских традиций, решение социальных и жилищных вопросов, перевооружение, развитие военно-научного комплекса – это только часть основных задач, решать которые новое руководство министерства будет в самое ближайшее время.