По материалам из истории казачества подготовил А. Петров, "Закубанье"
(Газета "Казачий взгляд", №5 (101), май 2006 г.)
Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан
в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли
он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех
дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он
сохранился до наших дней.
Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и
крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении
всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку
женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал
неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный
шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали,
как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу
будущего воина. Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с
коня - быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на
руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали
казалось: идет по улице казак при шашке.
Мы знаем 11 казачьих войск Донское, Уральское, Терское, Кубанское,
Оренбургское, Астраханское, Сибирское, Забайкальское, Амурское,
Семиреченское и Усурийское. Кроме того отдельные казачьи команды в
разных городах Сибири,составляющие сотни Иркутских и Енисейских
казаков,к ним можно отнести и Якутских казаков,которые хотя и не
значатся в официальных перечнях но все же существуют,так же отдельным
рядом можно выделить Камчатское казачье войско.
Но помимо перечисленных выше казачьих войск существовали раньше десятки
других войск и частей, как казачьих, так и бывших в положении казачьих,
память о которых давно истерлась. Так, существовали казаки Чугуевские,
Торские, Маякские и т.д.
Некрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) —
потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания
ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната
Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной
общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.
После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских
казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию,
принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым
ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с
женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах
казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани,
принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие
привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые
крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и
неоднородным.
Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.
Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое
Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать:
«Слава тебе, Господи, что мы казаки!»
В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили
родной земле – Святой Руси, своему Народу и своему Государству.
Казаки! Мы – потомки и наследники первопроходцев, сотворивших Россию.
Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ и НАРОДОПРАВСТВО.