Суббота, 18.05.2024, 11:16
САЙТ СОЮЗА  КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории раздела
Общая история казачеста [14]
История казачества Казахстана [17]
Колпаковский Г.А. первый атаман семиреков [4]
Атаман Анненков [5]
Награды знамёна и флаги Российской империи [1]
Казачья__справа [3]
Кавказские войны [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Из истории казачества » История казачества Казахстана

Рыцари речного войска. И.П. Аникин исторический очерк (3).

Рассмотрен оригинальный вариант скандинавской версии происхождения уральского казачества. Сделана нелегкая попытка - в кратком очерке осветить почти 700-летнюю историю Яицкого (Уральского) казачьего войска.

    Стой, казак, и дочь моя!
    Слушайся совета,
    Ведь казаки все уйдут, -
    Вспомнишь поздно это!...
 
Предисловие
    Глава 1. Скандинавы-русы. Образ жизни и занятия
    Глава 2. Приход русов на Яик
    Глава 3. Русы на Яике в период нашествия татаро-монгол
    Глава 4. Яицкие казаки "ни под чьею державою"
    Глава 5. Казаки на службе московского царя
    Глава 6. Казачий рыбный промысел на Яике
    Глава 7. Быт, обряды и обычаи яицких казаков
    Глава 8. Особенности говора уральских казаков
    Глава 9. Поиски сказочной Беловодии
    Глава 10. Новые свидетельства о приходе русов на Яик
    Глава 11. Последний поход к морю
    Заключение
    Литература


Предисловие, Главы 1-4.
Главы 5-7
Главы 8-11, Заключение, Литература (в этом документе)

ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ ГОВОРА ЯИЦКИХ КАЗАКОВ

    Ни в одном казачьем войске России не наблюдалось такого резкого отличия от русской разговорной речи, как в территориальном диалекте яицких казаков. Этому способствовали те же причины, которые ограждали их быт от влияния внешних факторов. В первую очередь особенностями говора - разговорной речи казаков Яика интересовались известные русские и советские писатели: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, В. И. Даль, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. Толстой, К. Федин, В. Правдухин, С. Есенин и многие другие.
    Художники слова рассматривали особенности языка уральцев в неотрывной связи с уникальностью быта казаков на Яике, привнесенного сюда древним народом, скитающимся по рекам Руси. При внимательном изучении древнерусских летописей, записей, оставленных арабскими авторами и письменных памятников западно-европейских историков, прослеживается сходство черт, обычаев, обрядов и сложившихся традиций яицких казаков с чертами нравственной культуры скандинавов-русов. Объяснением этого сходства служит общность религии (христианского православия), которую начали исповедывать, вслед за славянами, "речные скитальцы". Путем ассимиляции с племенами восточных славян скандинавы-русы (выходцы из Норвегии) создали ядро новой этнической группы, начиная с XIIв, военно-хозяйственную общину, впоследствии оформившуюся в Яицкое казачье войско.

    В. Даль(датчанин по происхождению), обратив внимание на необычность этноса и языковую фонетику в речи уральских казаков, писал Н. Гречу: ".. быт и жизнь этого народа казаков, цветаста, ярка, обильна незнакомыми картинами и жизнью-самородою..

   
Если уралец и не имеет особого наречия, то по крайней мере, у него свой выговор, он произносит буквы Н, Д, Р, Т тверже и острее почти как англичанин, говорящий по русски". В очерке-рассказе "Уральский казак" Даль подчеркивает особенности говора яицких казаков: "Казак говорит резко, бойко, отрывисто; отмечает языком каждую согласную букву налегает на Р, С, на Т, гласные буквы, напротив скрадывает: вы не услышите у него ни чистого А, ни 0, ни У. Родительницы, напротив, живучи особняком в тесном кругу своем, .. все без изъятия перенимают друг у друга шепелявить и произносить букву мягче обыкновенного. Они ходят гулять и веселиться на СИНЦИК в СЁЛКОВОЙ СУБЕНКЕ, а синчик называется у них первоосенний лед, до пороши по которому можно скользить в нарядных башмачках. "(17)

Высказывания Даля о звуковых особенностях казачьего говора показывают их сходство с некоторыми проявлениями фонетики норманского (норвежского) языка. Скандинавские языки, которыми пользовались варяги и русы, претерпели со временем значительную трансформацию под влиянием наречий соседних слвянских и угорских племен. (48) Современный историк Е. Мельникова в публикации "Тени забытых предков" сообщает, что на Руси скандинавы уже к середине Xв были ассимилированы в славянской среде, что подтверждается археологическими находками и письменным источником-трактатом византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении Империей"(950г), в котором не содержится искажений слов, написанных на славянском и скандинавском языках. О двуязычии свидетельствует также факт написания скандинавских имен Геребен и Фарьман славянским письмом-кириллицей. В Звенигороде Галицком найдена пряслица с надписью женского имени Сигрид, сделанной руническим письмом, что означает перенесение скандинавами своей культуры в данную местность. Надпись была сделана в XIIв, когда письмена руна в Скандинавии уже вышли из употребления.

Исходя из вышеизложенных фактов автор приходит к выводам:
а) в среде знати переход с древнешведского на русский язык произошел в середине XIв;
б) некая группа скандинавов, покинувшая родину и, поселившаяся на юге Руси, сохраняла свою письменность и язык в течение двухсот лет, находясь в окружении славян.

Другим письменным памятником временного двуязычия служит русский именослов. В заключенном договоре с Византией в 944г в списке послов, подписавших договор, 56 послов (из 76) носили скандинавские имена. Однако степень влияния скандинавского имено-слова на славянский оказалась невысокой. Из числа скандинавских имен, названных в договоре, только 7 вошли в число употребляемых на Руси. В том числе: Олег, Игорь, Глеб, Ольга, Акун(Якуня). Таким образом в элитной среде скандинавов прежние имена постепенно утратили свое хождение с XIIв. Большинство их было забыто, как Свенельд, Асмуд, Фарлаф, Вельмуд, Стемид и др. В тоже время, в плебейской (крестьянской)среде, скандинавские имена сохранялись до XV века. Вместе с тем, Мельникова делает акцент на сообщении, что скандинавы оказали мощное культурное воздействие на восточных славян, наблюдавшееся в области языка, литературы, права, законодательства, изоисскуства и мифологии.

Наблюдалось и обратное воздействие византийских, древнерусских и кочевнических культур на скандинавов. Оно выражалось в использовании вооружения, одежды и украшений (женских), сходстве погребальных и религиозных обрядов. Долго прожившие на Руси норманны (в составе княжеских дружин или групп речных скитальцев), усвоив материальные и духовные элементы древнерусской культуры, везли их в Скандинавию. (57) Одним из обычаев, привезенным норманнами-русами на территорию древней Норвегии является языческий праздник "Иванов день", "Иванов денек - веселью срок, плети, торопись свой венок!" Кроме славянских обычаев, норманны-русы привезли тюрские имена, как недавно вышедшие из исламской веры, Арне, Аслаг, Карен, Аслауг, Хюсебю и др. (58)

В Норвегию были завезены географические названия (топонимы) мест прежнего пребывания на Яике: Боддарен(Бударино), Хаммельвик (Камелик), Иёвик(Яик), Карасйок(безрыбный) и др. (6) Из норманнских слов, оставленных на Яике, сохранились "анды", "будара", "ятовь", "таблак", "яр", "ерик" и др. Первые три из них можно слышать только в разговорной речи уральских казаков. "Анды" с древненорманнского переводится как предлог "на". В разговорной речи казаков употребляется в выражении "анды разик", что означает "на раз". (39) "Будара" - лодка, слово, взятое из уральского казачьего диалекта. Образовано сочетанием норманно-германских слов "буда"-купание и "риемен" - весла. На Урале и поныне существует поселок Бударино. По преданию близ него изготовляли долбленые лодки(челны)-будары. "Ятовь" произошло от норманно-германского глагола "ятен" - вытаскивать, выдергивать из глубоких мест (возможно рыбу), "таблак"-тюльпан, "Яр" и "Ерик" - слова, связанные с деятельностью человека (энтонимв). "Ярл"(шведск. )-высокий, видный. "Ерик"(в Приуралье) - остаток реки, изменившей русло. В древней Швеции имя Эрик носили: вождь викингов - Эрик (Рыжий), король Швеции Эрик (XIв) и Эрик Шепелявый (XIIв). Возможно, шведские монархи получали это имя из-за переменчивости их политики в управлении страной.

В романе В. Правдухина "Яик уходит в море" встречаются слова-эндемы. Одно из них -"лукни" происходит от скандинавского "лик"-место. "Лукни" означает сдвинуть с места, т. е. в буквальном смысле понимается как "толкни" (лодку). В разговорной речи уральцев встречается много сокращенных слов за счет выпадения гласных:"знам"(знаем), "желам"(желаем), "пралик"(паралич), а также согласных букв:"матри"(смотри), "пущать"( пускать); путем выпадения целых слогов: "примай"(принимай), "стяс"(сейчас) и т. д. В соответствии с правилами древненорманнского (этрусского) письма в говоре уральских казаков звонкие согласные буквы заменяются на глухие: Б на П, Г на К, Д на Т. Например, одинаково звучат окончания в словах "клуб" и "клоп", "рог" и"рок", "код" и "кот". Звук Н произносится как М:"мыряй" вместо "ныряй". Как в звуковом алфавите этруссков, в говоре казаков редко встречаются звуки:Ь, Э, Ы, Ф, Ч. Например, вместо "степь" говорят "степу". Звук Э опускается или заменяется звуком Е: "лектричество"(электричество), имя Эдик произносится- "Едик". Вместо И уральцы говорят Я: "тая"(тить), "застоя" вместо "застой"-защитник. Вместо Ы произносится И: "ножни" вместо "ножны". Вместо А или 0 в начале слова говорят И: "итаман"(вместо атаман), "игурец"(вместо огурец). Звуки Ф и Ч, как в древненорманнских словах заменяются на Х и Ц:"хранцуз"(француз), "синцик"(синчик). По сходству с древненорманнским алфавитом вместо О произносится У; "поя"(этрусское слово) звучит как "пуя", "поло"- как "пулу". В диалекте уральских казаков можно услышать "пумать" (-вместо поймать), "дивуетесь"(вместо дивитесь), "мурло" (вместо морда), "городу"(вместо города) и т. п.

Факт диахронии свидетельствует в какой-то степени о проскандинавском происхождении слов-эндемиков в разговорной речи уральских казаков. Аналогичное лингвистическое сходство было засвидетельствовано у жителей Исландии-потомков викингов-выходцев из Скандинавии в VIII веке. О норманнском прошлом народа Исландии можно судить по сохранившимся в исландской литературе пооизведениям языческой эпохи. Исландия стала своеобразным заповедником древних скандинавских мифов (саг), ввиду ее изолированности от стран Европы. На Яике не было строгой изоляции казачьих пращуров-русов, которые оказались в окружении других народов: славян, угро-финнов и тюрских племен. Под воздействием языка славян и наречий кочевников норманнская речь в основном была заменена на славянскую(русскую), за исключением отдельных слов и словосочетаний, оставшихся из проскандинавской лексики. Кроме слов эндемиков: ятовь, будара, ерик, анды, лукни и др., в казачьем диалекте среди значительного числа русских слов появилось много слов, образовавшихся от воздействия древнескандинавской грамматики на славянский(русский) язык. Частичные примеры такого влияния были приведены выше. Более полное представление о говоре уральских казаков можно получить после ознакомления со словарем местного диалекта, составленным доцентом Уральского Педагогического института Н. М. Малеча. К сожалению, словарь этот пока еще существует в рукописи, копии которой находятся на кафедрах русского языка Уральского пединститута и Саратовского Университета.

Фольклорные и языковые параллели подтверждают высказывание Е. Мельниковой о влиянии в этих областях духовной жизни скандинавской культуры на восточных славян Приуралья.
В области литературы воздействие скандинавов на славян было незначительным из-за недостаточного развития у русов этого жанра ко времени их прихода на Яик. В Норвегии, до XIXв находившейся под протекторатом Швеции, литература, как форма художественной мысли, стала развиваться только в конце столетия. Одним из первых классиков страны был писатель и поэт Б. Бьернсон, друживший с М. Горьким. Бьернсоном написаны рассказы: "Опасное сватовство", "Охотники на медведей"; повести "Сюнневе Сульбакен", "Арне" и др. Из поэзии им создана поэма, рассказывающая об истории скандинавов (Норвегии) - "Мы любим этот край". Приводим отрывки из этой стихотворной истории в русском переводе:

Гаральд, здесь набегам вражьим
Положил предел,
Хокон был нам верным стражем,
Эйвин песни пел.
Начертал здесь кровью Олаф
Крест на склонах гор.
Сверре вел из этих долов
С новым Римом спор.
На врага точили бенны
Топоры свои,
Горденсколд в поход священный
Выводил ладьи.
Лучше сжечь гнездо родное,
Чем отдать врагу.
Я напомнить вам, герои,
Фредриксхалл могу...

Не имея оригиналов данннх стихов на норвежском языке, мы лишены возможности определить насколько они по размерности и ритмике сходны со стихами, созданными доморощенными поэтам Яика(Урала). Впрочем, по эпическому содержанию и структуре, отрывки из поэмы Бьернсона в чем то тождественны со стихами, написанными поэтами Приуралья (сравните со стихами на страницах данного очерка)(59). Несомненно, что изложенные стихотворно факты истории Норвегии отражали раннехристианский период, когда русы(roths) "выводили ладьи" для похода по рекам юго-восточной Руси.

ГЛАВА 9. ПОИСКИ СКАЗОЧНОЙ БЕЛОВОДИИ

    Казаки были бы довольны своим положением, если бы власти не вмешивались в дела Уральского войска и в духовную сферу их жизни. В 1874г Высочайшим повелением было утверждено новое Положение об Уральском казачьем войске, по которому казаки уравнивались с армейскими чинами, вводились мундиры, строй и уставная дисциплина:

    И старинка, удалая,
    Как шеренга фрунтовая,
    Под ранжир подведена...

    Из древних обычаев была сохранена только "наемка"(22). Для видимости, что сохранены древние ритуалы казачьей "демократии", правительство учредило съезд выборных от станиц с правом совещательного голоса. Но казаков не могла усыпить эта "милостивая подачка". Всем войском они наотрез отказались выполнять новое Положение. В марте 1874г в Уральск были направлены регулярные войска. Начались аресты. Под суд было отдано более 4000 казаков. Из них 3000 лишены казачьего звания и сосланы в Сибирь и Среднюю Азию. Всего было сослано с Яика(Урала) до 7000 казаков. После введения новых "штатов"(порядков) обида за унижение до положения "солдатчины" не проходила до 1-й Мировой войны; особенно не могли простить "нововведений" старые казаки.

    Даже после революции в их унылых песнях слышалась тоска по казачьим вольностям:

    Отымут шашки, отымут седла,
    Отымут все под чистоган.
    И погонит нас в пехоту
    Неизвестный итаман...

   
Казаки, оставшиеся на Урале, подчинившись, но не покорившись властям, начали поиски такого места на Земле, где были бы сохранены прежние казачьи обычаи, где свято соблюдались обряды старой веры, где царила бы благодать, где "истинная вера порождает истинное благочестие"(23). Такое место по наказу инока Марка Топоозерской обители (близ Вологды) находилось в царстве Беловодия(Камбайское). Найти это царство казаки поручают делегатам, избранным от войска, чтобы все Уральское войско со временем могло туда переселиться. Следуя каким-то фантастическим маршрутом, казаки тщетно искали легендарное Камбайское или "Опоньское" царство. Инок Марк, о котором в XIXв писал литератор П. П. Мельников, оставил поборникам старой веры наказ(еще в XVIIIв) о том, что Камбайское царство находится на Индостанском полуострове.


Писатель В. Г. Короленко в повести-очерке "У казаков" переписал из дневника одного из участников второго круиза казака Г. Т. Хохлова историю этого путешествия. Хохлов свои записи назвал повестью "Путешествие уральских казаков в Беловодское царство". Короленко казачью "Одиссею" начинает с описания первой экспедиции, которая была финансирована в 60-х гг. XIXв донским казаком-старовером Д. П. Шапошниковым, жителем Новочеркасска. Искать Беловодию почему-то им было доверено уральским казакам Варсонофию Барышникову с двумя товарищами. Искатели "земли обетованной" через Константинополь и Малую Азию добрались до Ост-Индии, но до "Опоньского царства"(Японии) они не доехали, возвратясь домой. Легковерие и слабое знание географии сделали эту поездку бесполезной..
Когда в 90-х гг казакам стало известно, что в Пермской губернии живет некий "выходец из Беловодии"- отец Аркадий, они выделили депутатов, одним из которых был В. Барышников-член первой экспедиции. Познакомившись с "архиепископом" Аркадием, Барышников был разочарован. Однако через некоторое время о. Аркадий сам приехал на Урал к казакам, где клялся, что получил сан архиепископа от патриарха Беловодского царства Мелетия. По его словам Беловежское (Камбайское) царство лежит где-то на востоке. 25 января 1898г (в те дни известный норвежский путешественник Ф. Нансен готовился к полету на воздушном шаре к Северному полюсу) на Яике(Урале) в Кирсановском поселке на съезде казаков была избрана группа казаков в составе 4-х человек для новых поисков Камбайского царства. В группу, кроме Хохлова и двух других делегатов, входил Онисим Варсонофьевич Барышников - сын В. Барышникова, первого искателя Беловодии. 22 мая 1898г казаки выехали из Уральска, а 30 мая на пароходе вышли из Одессы в Константинополь. На расходы для депутации казачьей общиной Уральского войска было собрано 2600 рублей.

Маршрут второй экспедиции, подсказанный о. Аркадием, по сравнению с первым был более направленным, но, как и предыдущий, не имел точных ориентиров: "Есть на Востоке за северным, а к южной стороне за южным или тихим морем славяно-беловодское царство, земля патагонов(!), В котором живет царь и патриарх. Вера у всех греческого закона, православного ассирийского или просто сирского языка. Царь в то время был Григорий Владимирович, а царицу звали Глафира Иосифовна. А патриарха звали Мелетий. Город по названию беловодскому Трапензанчунсик, а по русски.. Банкон (он же и Левек). Другой их столичный город Гридабад... Ересей там нет, обману, грабежу, убийства и лжи нет же, но во всех едино сердце и едина любовь". (22)

Еще в наказе инока Марка говорилось, что в Беловодии среди "ассирских" церквей есть более 40 русских церквей, распространяющих христианское благочестие. При выборе маршрутов экспедиций казаки, видимо, руководствовались легендами о существовании в Центральной Азии христианской секты несториан, а к западу от Монголии, по преданию проживали племена Кераитов, среди которых было распространено христианство. Они сохраняли свою веру в XIIIв, будучи подданными монгольских ханов.
Участники второй экспедиции, побывав в Камбодже, Китае, Японии и в других странах Азии, не нашли там не только единоверцев, но и христианских поселений, где жили бы русские. Так безрезультатно окончилась вторая экспедиция, но поиски Беловодии продолжались. Возвратившись в Россию, казаки направились в г. Оханск, где жил о. Аркадий, чтобы выяснить у него причину неудачных поисков. "Архиепископ" отослал их в Пермь, где в окружном суде хранилась грамота с указанием места, откуда "святой отец" прибыл. Получив бумагу из Перми с неясными письменами о местонахождении Камбайского царства, казаки, по совету Короленко, обратились к петербургскому академику-санскритологу С. Ф. Ольденбургу. Академик нашел, что грамота представляет из себя скопление индусских и арабских слов, не имеющих никакого смысла, кроме нелепостей в виде: "расположения рядом с Асумпсионом(?) Парагвая" и т. д. Короленко нашел, что обращение казаков к науке является важным моментом в поисках Беловодии. На наш взгляд это позволяет сделать переход от поисков мифических маршрутов к изучению возможных реально существующих географических мест, но ясно указанных в грамотах блюстителей старой веры.

Не требовался серьезный научный анализ координатов нахождения Беловодского царства("земли патагонов"):"на востоке за северным, а в южной стране за южным или тихим морем.. ", чтобы увидеть в этой "тарабарщине" маршрут в "никуда". Неопределенность направления, заданного казакам, заставила их следовать ошибочным путем в восточно-азиатские страны. Уральцев также не остановило отсутствие на картах мира географических объектов: Камбайское царство(Беловодия), города Левек, Гридабад и др. Надуманная ситуация о жизни в "царстве благочестия", куда можно переселиться всем войском, возобладала над здравым смыслом и понесла их "на край света".

Несуразное содержание "начала" и "грамоты" с искаженными названиями ориентиров, расположенных в противоположных направлениях: "Опоньское"(Япония) государство и "земля патагонов"(Патагония) для грамотного человека знакомого с картой мира ясно предсказывали бесполезность ведения поисков. Вместе с тем, в маршруте должна были быть какие-то реальные сведения о конечном пункте следования - царстве Беловодии. На наш взгляд, это могла быть колония приверженцев старой веры, пришедших на новые места в период усиленных гонений российскими властями (XVIIIв). Задавшись целью которая владела умами казаков, прежде всего следовало обратить внимание на название загадочной страны -"Беловодия". Этот географический объект явно гидронимического происхождения (белая вода) уже мог бы служить указателем направления поисков. Гидронимы с определением "белый" расположены на севере Европейской части России (р. Белая, Белое озеро, Белое море и т. д. ). Это обстоятельство позволяет предположить, что искомое Камбайское царство лежит где-то близ моря или в краю где много озер, путь к которому лежит не через Индокитай (разскиваемые топонимы Камбайское государство и Камбоджа не идентичны), а через север Восточной Европы.

Придерживаясь норманнской теории происхождения яицких (уральских) казаков, можно предположить, что беглецы с Яика и Дона выбрали для местожительства, давно покинутые ими берега Скандинавии, поэтому Камбайское царство следует искать на севере Европы. Учитывая, что норманнский и немецкий языки ведут начало от общего корня, а немецкий язык за последнюю 1000 лет изменился не более чем на 20%, воспользуемся немецко-русским словарем. Гипотетический топоним Камбайское(царство), видимо, представляет собой словосочетание слов "Кам" (от глагола "приходить") и "бай"-бухта. На английском языке, который также имеет древненорманнское происхождение, Саме - от глагола Сом(е)-приходить, "бай"(вау)-бухта. Слово Саме можно рассматривать как имя существительное, образованное от глагола(соммеп), оаначающее приход - круг верующих, приписанных к определенной церкви. (30, 2)

Таким образом "Камбайское царство" подразумевается, как приход единоверцев (в смысле их прибытия), или как церковный округ, расположенный близ бухты (моря). Известно, что береговая линия Норвегии имеет сильную изрезанность берегов бухтами(фьордами) отчего она носит название "страна фьордов". Очертание берегов севера Скандинавии за последнее тысячелетие не претерпело больших изменений. Названия городов Левек и Гридабад не могли быть выдуманы старцами Марком и Аркадием из-за их уточняющего назначения в определении местонахождения страны Беловодии и, делающих ее существование более реальным. Термин Левек имеет с городом Левангер, расположенном на севере Скандинавии, общий корень "Лев", в переводе означающем (по немецки) - уровень, высота. Левек можно перевести как находящийся на высоком уровне или на высоких широтах(северных). Термин Гридабад составлен словами Грид -сетка, решетка(немецк. ); "Бад" - купание, ванна. В целом Гридабад переводится как "купание у решетки"(возможно у учуга).

Примечательно то, что в переводе географические объекты (Камбайское, Левек, Гридабад и пр. ) связаны с темами религии, морем и рыболовством, которые входили в круг жизненных интересов яицких(уральских) казаков. Итак, предположение о скандинавском происхождении яицких казаков, подтвержденное множеством аргументов при расшифровании термина Камбайское(царство) нашло достаточно веское обоснование. В данном случае для "отыскания" Беловодии в качестве инструмента использовалась гипотеза о норманнском происхождении (от скандинавов - русов) яицких казаков. В совокупности с предыдущими фактами в пользу скандинавского происхождения уральцев, находка Камбайского государства сделала гипотезу рабочей. В следующей главе приводятся археологические доказательства норманнского генезиса яицких казаков, приближающих гипотезу к истине.

Еще большее приближение обнаруживается при осмыслении выдержки из летописи по Лаврентьевскому списку: ".. прибегоша бьени от татар близ.. реки.. Гайк". (стр. 117) и части стиха Бьернсона: "На врага точили бенны топоры.. " (стр. 54 данной рукописи). Привлекают внимание слова явно этнического характера "бьени" и "бенны". По смыслу они означают воинов, живущих в Норвегии - "бенны" и на Яике(Гайк) -"бьени". Несомненно, что это две формы одного и того же слова, представленного в норвежской и славянской транскрипциях.. Оба выражают один и тот же народ, находящийся в разных районах своей деятельности: в Норвегии и на Яике, что делает очевидной историческую связь между ними.

ГЛАВА 10. НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРИХОДЕ РУСОВ НА ЯИК

    Сами казаки, находясь в плену старообрядческих представлений, вряд ли сознавали, что их корни исходят из Скандинавии. Иначе они не стали бы искать Беловодию в "Опоньском" царстве, хотя по воле судьбы им приходилось быть союзниками Норвегии. Это произошло в 1809г, когда Россия воевала со Швецией. Тогда команда яицких казаков участвовала в переходе на судах через Ботнический залив, а затем принимала участие в сражении при взятии Аландских островов. Норвегия в то время вела борьбу за свое освобождение от Дании, колонией которой была, а с 1814г -получением конституции, становится колонией Швеции.

    Автору этих заметок, родившемуся в Уральске и проведшему детство и юность среди казаков приходилось много лет слышать их особенный, "скороговорящий" диалект. Вначале он не казался странным, потому что все соседи в окружении говорили одинаково, произнося быстро и коротко "щен"(сено) или отвечали успокоительно: "стяс"(сейчас). Большинство слов уральского казачьего диалекта не входят в лексикон местных диалектов других легионов (казачьих в т. ч. ). Знающий их говор, может отличить уральца среди тысячи людей с разными наречиями. Это выяснилось позже, когда пришлось побывать в разных республиках бывшего Союза ССР и областях России. Вызывает удивление, что из множества писателей, посетивших Яик(Урал) только В. Даль обратил внимание на необычную речь казаков Урала. В говоре уральцев, кроме славянских корней, встречается много русских (славянских) слов с измененными согласными и опущенными гласными.

   
По всей вероятности, это послужило причиной принимать за рыбацкий жаргон или дефект речи казачий говор, отчего маститые литераторы не придавали ему значения. Впрочем, кроме Даля только поэт И. Сельвинский в поэме "Уляляевщина" довольно иронично высказался об уральских казаках, назвав их "шепелявыми бородачами". При этом не было обращено внимание на слова, не встречающиеся в русском языке, такие как: будара, ятовь, анды, лукни и др, а также на казачий богатый диалект. Слов-эндемов доцентом Н. М. Малеча было собрано более 25000. При внимательном их изучении, прошлое уральских казаков предстало бы перед современниками шире в географическом плане и достаточно полно (в историческом плане). Собранные по крупицам в словарь-сборник измененные скандинавские наречия, записаны в их конечной форме без переходных стадий. Между тем, показательным примером изменения слов в княжеском именослове служат изменения форм скандинавских имен: Рюрик(Hrprekr), Олг(Олег-Helgi), 0лга(Ольга-Helga) Особенно сильно изменили форму: Jngvarr-Игорь и Judleifr-Глеб. Промежуточные формы имен Игорь и Олег в X-XIIвв византийцы передают как: Ингор и Хелгу. Характерно, что в первоначальных формах имен Олг, Олга между согласными -ЛГ- появляется гласный звук и имена приобретают современный вид: Олег и Ольга. (57)

В приведенных примерах изменения скандинавских имен, обнаруживается та же тенденция, что и в словах уральского диалекта: "щен", "стяс" -краткое произношение слов за счет выпадения гласных звуков. Это было замечено В. Далем и подчеркнуто в его рассказе "Уральский казак": "Казак говорит резко, бойко, отрывисто... налегает на Р, С, на Т, гласные буквы, напротив скрадывает. "Сравнивая древние формы скандинавских имен со словами диалекта уральцев, можно обнаружить сходство, проявляющееся в краткости их звучания Анализ речи уральских казаков позволяет осмыслить семантические особенности их языка и установить параллели с одним из народов Скандинавии.

По сведениям зарубежных и отечественных историков территория прикаспийского бассейна неоднократно служила ареной агрессивных действий скандинавов. Норвежский писатель Хэлге Ингстад в книге "По следам Лейва счастливого"(Ленингр. 1969г) пишет, что парусно-гребные корабли норманнов в IX-Xвв проникали в Черное и Каспийское моря, захватывая прибрежные поселки и острова. Если письменные источники о прошлом народов Скандинавии стали реже представлять свои сведения о пребывании древних норманнов(варягов и русов) на территории Руси, то археология - наука о древностях, служит важным подспорьем в собирании свидетельств о передвижении скандинавов по рекам Руси и их поселениях. Новые раскопки в Изборске и близ Белоозера (урочище Плакун) в отрытых курганах показали погребения путем сожжения в ладьях, свойственные скандинавам-русам IXв. (60) Раскопки, проведенные саратовскими археологами в 1982-1990гг в бассейнах рек Иргиза и Урала выявили захоронения, не относящиеся к кочевническому типу. Среди погребального инвентаря, кроме вооружения и женских украшений, встречаются вещи определенного предназначения: крючок рыболовный, грузило свинцовое, струган железный, гвозди железные со шляпками от гробовища, мотыга железная, игральные кости, а также предметы конской упряжи (стремена железные арочные, кольца уздечные). Среди захоронений преобладает ориентировка могил в направлении Восток-Запад (40%) и Юго-запад-Северо-восток(50%). Поза умерших - вытянутая на спине(более 85%), скорченная на левом боку(5%). Более 70% захоронений обнаружены внутри деревянных рам или конструкций (гробы и колоды).

Хронологически погребения относятся к XIII-XIVвв, однако памятники (мотыга, предметы рыболовства, струган) свидетельствуют о ведении оседлого образа жизни их владельцев, что было возможно до утверждения Золотоордынской власти в Приуралье. Предметы конского инвентаря в погребениях отражают языческий период времени, что позволяет относить их к XII - началу XIIIвв. (56)

Уральские археологи Г. В. Кушаев и Г. И. Багриков, исследуя археологические памятники Уральской области, на основании обнаруженной массы предметов в захоронениях, которые хронологически не соответствуют эпохе Золотой Орды, а также обнаруженные остатки оборонительных укреплений в виде вала, сделали вывод о существовании в средневековый период на территории современного Уральска средневекового городища. Находки, обнаруживаемые на уральском пляже, после весенних паводков, доказывают, что поселения были основаны не выходцами с Дона и Нижнего Поволжья, а приходцами с северной части Руси, (52) При сравнении результатов раскопок Саратовских и Уральских археологов выявляется значительное сходство в ориентировке могильных ям, положениях скелетов захороненных. Становится очевидным, что обнаруженные в могильниках памятники представляют культуру оседлого рыбопромыслового земледельческого характера. В X-XIIвв на Яике, кроме русов в "Оазисе городов" жила некоторая часть готтских племен, а в заяицких степях располагались становища печенегов-кипчаков и огузов.

В сочетании с данными археологических раскопок, письменными памятниками русских летописей, записок арабских и западных авторов, в данном очерке представлены свидетельства о проживании русов-выходцев из Скандинавии в бассейне реки Яик в X-XIVвв. н. э. Признаками идентичности предшественников яицких(уральских) казаков со скандинавами-русами служат: приведенные примеры в области языка (корни норманнских слов в лексике и особенности казачьего диалекта), сохранившиеся скандинавские имена и фамилии в именослове яицких казаков(Якуня, Зея), фольклор, представленный сказками и былинами со схожими сюжетами у народа Норвегии и у казаков на Яике(Урале), общие черты быта и занятия промыслами (рыболовство) и торговлей, одинаковое отношение к "приходцам", общность взглядов и действий в отстаивании независимости, обрядов и обычаев.

Установленная связь между географическими объектами, упомянутыми в предании приверженцев старой веры о "Беловодии"(Камбайском царстве) и топонимами северной Норвегии, позволяет проследить развитие казачьего этноса на Яике. О связи обычаев в Норвегии и в Уральской области(до Октябрьской революции) свидетельствует факт существования обычая - массовый лов рыбы начинать с общего сигнала-выстрела пушки. В Яицком войске такой лов назывался "удар".

Следует отметить, что среди казачьих войсковых формирований России в процессе исторического развития Яицкие казаки выделялись целым рядом признаков. Наиболее отличительными были:
1)Ревностное, вплоть до самопожертвования, отношение к соблюдению старообрядческих форм богослужения;
2)Организация массового проведения всем войском рыболовства, четко регламентированного по временам года;
3)Оригинальность говора, не имеющего аналогов в других казачьих областях и регионах России;

ГЛАВА 11. ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД К МОРЮ

    В декабре 1917г с фронтов 1-й Мировой войны в Уральск прибыли эшелоны 7-го казачьего кавалерийского полка. Демократично настроенные казаки в марте 1918г создали войсковое"правительство". В то время волна революции и демократии захватила все слои населения города и области. К власти и к экспроприации имущества богатых рвались бедняки и самые нечестные лобители нажиться в период "передела" имущества. Казаки, неискушенные в политике и экономике, не претендовали на власть в городе и области, не стремились к захвату земли и чужого добра. Их требования ограничивались сохранением "автономии" в пределах Уральской казачьей области в пределах России, с предоставлением прав и привилегий казакам в вопросах хозяйствования, сохранения самобытности в соблюдении обычаев, религиозных обрядов, а также порядков во внутреннем устройстве Уральской казачьей обпины. Для защиты казачьих прав и привилегий войсковое правительство формирует казачьи полки.

    Стремление казаков к автономии правительство Ленина и Троцкого посчитало антисоветскими выступлениями и ультимативно предложило "распустить" войсковое правительство и расформировать казачьи полки. Казаки не подчинились приказу Москвы и захватили власть в городе. Советское правительство расценило действие уральских казаков, как контрреволюционное. Для подавления казачьего возмущения в Самарской и Саратовской губерниях формируются 22, 25, 31 и 50 стрелковые дивизии, составившие позже 4-ю армию Юго-восточного фронта.

   
После нескольких неудачных походов частей 25 и 1-й бригады 22-й дивизии Уральск был взят и казачьи полки отступили на юг, к низовым станицам области. Летом 1919г казачья армия, сосредоточив свои полки в районе Бударино-Лбищенск, продолжала отстаивать свое право называться Уральским казачьим войском. Командующего армией генерала Савельева сменил энергичный 33-летний генерал-лейтенант В. С. Толстов.
В конце лета 1919г казачья армия под нажимом соединений 4-й Туркестанской армии, имеющей в составе 25-ю дивизию и полки 50-й стрелковой дивизии, возглавляемой командармом Г. К. Воскановым, откатывается к пос. Калмыково и продолжает отступать к Гурьеву. Недолго задержавшись в крепости, армия Толстова 5 января 1920г оставляет г. Гурьев, совершив отход к поселку Жилая Коса. Оторвавшись от армий Колчака и, потеряв связь с армией Деникина, понеся большие потери от эпидемии тифа, Уральская казачья армия оставила в Гурьеве почти все свое вооружение: 14 орудий, более 100 пулеметов, весь запас боеприпасов и продовольствия, в плен красным попало 300 офицеров, т. е. большая часть командного состава казачьей армии.



Генерал Толстов со своим штабом и остатками из двух полков казаков отступил к форту Александровское. В нем находились корабли белой флотилии, которые должны были перебросить остатки армии Толстова на Кавказ. Когда на корабли флотилии: "Милютин" и "Опыт" были погружены бумаги войсковой канцелярии и войсковая казна, началась погрузка вооружения и личного состава кавалерийских полков. Вопреки мнению, будто генерал Толстов вывез за кордон войсковую казну, в уральской газете "Казачий вестник"(╧10, 1991г) было напечатано опровержение, сделанное внуком генерала Михаилом Олеговичем Толстовым во время его посещения Уральска в 1991г: "Толстовцы начали погрузку, а в это время со стороны Астрахани подошла эскадра Ф. Раскольникова. Белый адмирал приказал толстовцам сойти под предлогом сражения с красной эскадрой. Казаки сошли, а белые корабли подняли пары и.. скрылись за горизонтом вместе с казной.. Остатки средств Толстов поделил поровну с ушедшими за ним казаками.. "(61) Из дневника командира эм "Деятельного" И. С. Исакова(в последующем адмирала флота), участвующем в захвате форта Александровский, выяснилось, что среди трофеев взято "90 пудов серебра". В плен были взяты остатки Отдельной Уральской армии: 2 генерала, 77 офицеров и 1100 казаков. После боя эсминца К. Либкнехта с вооруженными пароходами "Милютин" и "Опыт" оба судна были повреждены, но им удалось уйти. (62)
Последний атаман Уральского казачьего войска В. С. Толстов уйдя через Персию за границу, поселился в Австралии, где прожил до 1956г(умер в возрасте 72 лет). (61)


Путь от Уральска до Гурьева, совершаемый тысячи раз казаками по суше и воде, оказался для уральцев роковым. Тягостное предчувствие не покидало казаков до самого Каспийского моря, не потому, что приходилось им уходить из дома под пулями русских братьев славян-единоверцев, не потому что были брошены на произвол судьбы дома, скот и все имущество, тоскливое предчувствие рождалось от мысли "уходцев", что это будет последний в истории Уральского казачьего войска уход казаков "в никуда". Не вернуться им больше к берегам седого Яика-Горыновича, не тянуть сети на его золотой песок, не заниматься багреньем осетров из глубоких ятовей.

С последними отступающими казаками уходила история казачьей общины, начатая древними русами и продолженная Яицким (Уральским войском). Вместе с ними завершалась самобытная культура, исчезали устные памятники казачьего фольклора, стихали песни когда-то неунывающих "бородачей", замолкали их сказы, легенды и предания и самое ценное, и в тоже время самое уязвимое в жизни уральских казаков, их неповторимий говор, диалект народного языка, корнями уходящий в древнюю Скандинавию. Сейчас мы по крохам собираем остатки этих бессценных россыпей, но может случиться, что вскоре мы будем оплакивать их полное исчезновение и сбудется горькое предостережение казаков:

Стой, казак, и дочь моя!
Слушайся совета,
Ведь казаки все уйдут, -
Вспомнишь поздно это!..

К сожалению это предсказание сбывается. Власти Казахстана, в состав которого произволом руководителей Советской России, а затем СССР, была включена Уральская область, проводят политику геноцида по отношению к Уральскому казачеству: в республике официально запрещена работа казачьих общин, казакам не разрешается носить казачью форму и соблюдать традиционные ритуалы. Так оканчивается процесс "расказачивания" на Яике-Урале, начатый в 1918г. Автор очерка - не казак, но как рожденный среди них и знакомый с их жизнью, остался навсегда очарован их бытом и культурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сделана нелегкая попытка - в кратком очерке осветить почти 700-летнюю историю Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сами казаки-хранители памяти о древних событиях на Яике говорили о зарождении войска достаточно неопределенно: ".. первых яицких казаков на Яик-реку приход и население было в самые те времена, когда Тамерлан разные области разорял". (31) Как было освещено в очерке, приход казачьих предков - "скитальцев по рекам" отмечен X-XI веками, т. е. за 300 лет до нашествия Тамерлана. История не располагает сведениями о взаимоотношениях русов с кочевниками на Яике, кроме записок Гарнати - арабского автора и русского источника - Лаврентьевской летописи. Они изложены в качестве аргументов.

    О масштабах посещений скандинавами Поволжья и Приуралья приводятся данные В. Морозовой, что числу находок захоронений в Скандинавии (г. Бирки на о-ве оз. Меларен) и под Ярославлем в инвентаре погребений количественно равны. (52) В захоронениях, обнаруженных Г. А. Кушаевым в Приуралье, встречались продметы-псалии, характерные для древнескандинавской культуры в виде изображений головы хищных животных. Характер жилищ, по мнению археологов Кунаева и В. А. Лопатина, для Приуралья X-XIIIвв представляет собой срубовую культуру северной части Европы, тогда как жилища кочевников возводились иэ земляных кирпичей(самана) и обмазывались глиной. (51)

    В послесловии также следует обратить внимание на лицемерное обращение ВЦИК к Оренбургским и Уральским казакам: "На ваши исконные земли, завоеванные кровью ваших дедов и прадедов, никто не покушается, вашего Урала никто отнимать не собирается... Предатели трудового народа лгут.. "(26)
 

И, хотя казачий отдел ВЦИК принял в апреле 1919г постановление против "расказачивания", ломающего хозяйственный и бытовой уклад жизни казаков, казаки были отнесены к контрреволюционным элементам. Чтобы не слыть врагами Советов, Оренбургские казаки немедленно сформировали 2 полка кавалерии и бросили их в составе 4-й армии против Отдельной Уральской армии генерала Толстова.

Разгромом Отдельной Уральской армии закончилось существование Уральского казачьего войска. Следуя директивам Оргбюро ЦК ВКП(б) 1919г за участие в белом (антисоветском) движении, даже в случаях добровольного перехода иэ армии Колчака на сторону Советов к казакам были применены репрессивные мера вплоть до расстрела. В станицах Приуралья резко сократилось число мужчин. Так, в 1916г почти равные по числу казаков Сибирское войско(172тыс. ) и Уральское войско (174тыс. ) в 1920г на 1-й Всероссийский съезд трудовых казаков представили делегатов соответственно: от Сибирской обл. -51, от Уральской обл. -22 делегата. От Уральской области число делегатов значительно сократилось в связи с уменьшением мужского казачьего населения почти в 2, 5 раза. При нехватке рабочих рук в казачьих семьях в 1917 по 1920гг посевные площади в Уральской обл. сократились в 2, 5 раза, а поголовье скота - в 3, 5 раза(26).

Часть казаков была из советского плена возвращена в места их постоянного проживания на Урале, однако их мирная жизнь дома была недолговечной. В 30гг за отказ вступить в колхозы бывшие участники белого движения, как представители контрреволюционного класса были поголовно уничтожены. В 1933-38гг органы ОГПУ - НКВД Западно-казахстанской области, куда административно входил Уральск, закончили зачистку населения Приуралья от антисоветских элементов. В казачьих семьях остались лишь женщины, дети да глубокие старики, которые в часы подпития в базу(коровнике) или в палатке(летней кухне) странным пением с подголосками вспоминали былые вольности казачьей старины.

В 1941г, когда повзрослевших подростков мобилизовали в действующую армию, в домах понизовых станиц стало совсем тихо. Только по вечерам и в предрассветной тишине под уральным яром было слышно как плещется крупная рыба. Жить ей стало вольготнее, никто против рыб не устраивал больше крупных войсковых операций как "плавня" или "удар". Уральское речное войско разбито, а его рыцари повержены, кажется - навсегда.



Предисловие, Главы 1-3
Главы 4-7
Главы 8-11, Заключение, Литература (в этом документе)


Send your comments to: sanikin@yahoo.com
(c)2001 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 259-82-80

ЛИТЕРАТУРА



1. Архенгальц Ф., История морских разбойников Средиземного моря и океана, М., "Новелла", 1992г, сс321-327.
2. Англо-русский словарь, Кишинев, 1994г
3. Аникин И. П. Стенька Разин посетил яицкие жилища (Сборник, Уральску 375лет). Уральск, 1988г, сс23-28. 4. Аникин И. П., Путь Разина с Волги на Яик, Ж. "Волга", N10, 1990г
5. Атлас мира, Карта Скандинавского пол-ва, Москва, 1974г, сс26-27.
6. Артамонов А. И. История хазар, Москва-Ленинград, 1962г, сс45, 68, 83, 98, 104, 174, 183, 300, 390, 396.
7. Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, Новосиб. 1990г, сс16, 100, 170, 174.
8. Бартольд В. В., Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира(лекц. 9, 10)соч т. 11, ч. 1, 1963г.
9. Белый А. И. На краю Руси, (сборн. "На Яике-городок, на Урале-город" Уральск, 1988г, с. 3
10. Ив Бреэре, Казаки, (перевод), Москва, Военизд. 1992г, сс5-7.
11. Висковатов А. В., Краткий исторический обзор походов русских и мореходства их вообще.., С. Петербург, 1994г. Из. 1864(сс11, 27, 68)
12. Джованни дель Плано Карпини, История Монрелев, Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны, Госизд географ. л-ры, М. 1957г
13. Герасимова Э. И., Уральск, (Историч. очерк)1613-1917г, А-Ата, 1969г сс. 13-21
14. Гордеев А. А., История казаков, ч. 1, 3арождение казачества М. 1992г (Впервые напечатана в Париже в 1968г)сс9, 38, 64.
15. Гордеев А. А. История казаков, ч. 2, Со времени царствования Ивана Грозного до Петра 1, М. 1992г, сс7, 32, 50, 53, 93, 115, 220
16. Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о вост. Европе, АН СССР, М1967г, т. 2, сс95-98, 102-107.
17. Даль В. И., Уральский казак, Избранное, М., Изд. "Правда" 1937г с 110.
18. Изборник, Повести древней Руси 1986г, Москва, сс28-31, 135-146.
19. История России с древнейших времен. Современные подходы. Отв. редактор Н. И. Девятайкина, СГУ, Саратов 1994 г. с. 10
20. Дайренко В. Н., Классовая борьба на Яике в XVII -начале XVIIIвв, Москва, Высш. школа, 1966г, с51.
21. Краткая хроника казачьих войск, АО"Дорваль", Автор В. Х. Казин (По 1-е Апреля 1912г) Изд. 1992г, сс. 213-231.
22. Мельникова Е., Тени забытых предков, Ж. "Родина", 1997г, N10.
23. Короленко В. Г., "У казаков", Полн. собр. соч., т. 6, Спб, 1914, с130-258.
24. Княжецкая Е. А., Судьба одной карти, Мысль, М. 1964г. сс22-24, 29-54.
25. Кушаев Г. А. Этюды древн. истории степн. Приуралья, Уральск 1993г, сс98-102, 112-142, 144-148.
26. Ермолин А. П., Революция и казачество (1917-1920гг), Мысль, М. 1982, сс18, 109, 121-133, 149, 161, 187.
27. Лозанова А. Н., Народные песни о Степане Разине, "Н. Волжское общ. Краеведения", Новоузенск, 1928г. сс28, 105, 117, 187.
28. Кайсаров А. Славянская и российская мифология (Сб. Мифы древних славян, Саратов, "Надежда", 1993г, сс. 76, 276.
29. Муравьева В. Б. Дорогами российских провинций. Путешествия П. С. "Мысль". Москва, 1977г, сс. 39-45.
30. Немецко-русский словарь, Огиз, Москва, 1948г
31. Рознер И. Г. Яик перед бурей, "Мысль", М. 1966г, сс. 6, 8, 11, 24, 42-52.
32. Русские наоодные сказки, Саратов, Приволж. изд, 1992г, сс. 35, 106.
33. РумянцеваВ. С. Народное антицерковное движение в России в XVIIв, Москва, Наука, 1986г, сс. 15, 47, 93, 119, 183.
34. Скандинавские сказки, М. "Диамант", 1994г, сс. 49, 91.
35. Скрынников Р. Г., Ермак, Москва, "Просвещение", 1986г, сс. 53-57.
36. Татищев В. Н., Избран. труды по географии России М 1950г сс 73, 108, 122, 128, 144-147.
37. Телятов К. В. и др. От Уральска до Каспия, "Казахстан" А-Ата. 1971, сс. 64, 84-87, 102.
38. Очерки истории Саратовского Поволжья, СГУ, 1993г, сс. 23-27
39. Правдухин В. П., Яик уходит в море, Челябинск, 1968г. сс63, 380, 447
40. Москалев Г. Е. Хозяйствен. облик дореволюцион. Уральска, 1956г сс4-11
41. Москалева З. Н. Исследования бассейна Урала, Уральск, 1957г, сс3-9
42. Соловьев М. М. Бэр на Каспии, АН СССР М. Л. 1941г сс. 133, 139, 143-156
43. Чесноков Н. Г. Уральску 350 лет, Алма-Ата, 1963г, сс. 6-24, 73.
44. Чистякова В. Ф. Василий Ус-сподвижник Разина, Учпедгиз, , Москва, 1963г. сс. 9, 28, 33.
45. Пушкин А. С. История Пугачева. М. Л. 1940г
46. Толстой Л. Н., За что? Избранные соч. Москва, "Правда"1987г
47. Федин К. А. Братья(роман), Сов. писатель, Москва, 1971г с. 191, 173.
48. Хижняк Л. Г. и др., Зеленый остров, серый ключ... Саратов, Привол. изд 1991г, сс. 11, 18, 32.
49. Хлебников Н. М. Легендарная Чапаевская, Знание, М. 1970г с244-249.
50. Хрестоматия по истории СССР, Учпедгиз, М. 1949гс. 33, 42, 47, 54.
51. Лопатин В. А. Постройки сруб. поселений степн. Заволжья. (Археолология Восточно-Европейск. степи), СГУ, 1992г, сс55-72
52. Ляхов С. В. Новые Золотоордынские погребения (Археология восточно-Европ. степей)в Саратовском Заволжье. Сборн. науч. труд. 1992г с158-170
53. Хайнц Нойкирхен, Пираты, Москва, Прогресс, 1980г, сс. 67-77.
54. Карпов А. Б., Уральцы, Уральск, 1911г, с. 53.
55. Крестьянская война под предводительством Степана Разина, т. 2, М. Акнаук, ч. 1 и 2 (сборник документов), 1957г сс8, 36, 56, 535.
56. Пыпин А. Н. Русские народные легенды (В книге "Народные русские легенды" А. Н. Афанасьева) По поводу издания в 1860г, Новосибирск, Наука, Сиб. отделение, 1990г, с180
57. Бьернсон Б. (повесть)"Арне", 1860г
58. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология, Ленинград, ЛГУ, 1983г, сс. 5-19.
59. Петрухин В. "От тех варяг прозвался", ж. Родина, N10, 1997г
60. "Казачий вестник" (газета), Уральск, N10, 1991г, Статья Б. Пышкина "В годину смуты и разврата".
61. Исаков И. С., Каспий, 1920г, Москва, Сов. писатель, 1973г, сс71, 82
62. Морозова В., Была ли Русь частью Великой Швеции? ж. "Родина", N10, 1997г
63. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг, Харьков 1956г.


Категория: История казачества Казахстана | Добавил: АЛС3773 (05.08.2011)
Просмотров: 34910 | Теги: Яйцкое, уральское казачье войско | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
Святой Георгий

  • Православный календарь
  • Архив записей
    Казачьи сайты
  • Центральное казачье войско
  • Оренбургское казачье войско (Союз казаков России)
  • Союз казаков России
  • Республика Беларусь - казачье общество
  • Сибирь казачья (Новосибирск)
  • Уральское казачество
  • Всевеликое войско донское
  • Кубанское казачье войско
  • © 2013 Сайт Союза казаков Семиречья
    При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна
    Конструктор сайтов - uCoz