Суббота, 18.05.2024, 09:31
САЙТ СОЮЗА  КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории раздела
Общая история казачеста [14]
История казачества Казахстана [17]
Колпаковский Г.А. первый атаман семиреков [4]
Атаман Анненков [5]
Награды знамёна и флаги Российской империи [1]
Казачья__справа [3]
Кавказские войны [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Из истории казачества » История казачества Казахстана

Рыцари речного войска. И.П. Аникин исторический очерк (1).


Предисловие
    Глава 1. Скандинавы-русы. Образ жизни и занятия
    Глава 2. Приход русов на Яик
    Глава 3. Русы на Яике в период нашествия татаро-монгол
    Глава 4. Яицкие казаки "ни под чьею державою"

    Глава 5. Казаки на службе московского царя
    Глава 6. Казачий рыбный промысел на Яике
    Глава 7. Быт, обряды и обычаи яицких казаков
    Глава 8. Особенности говора уральских казаков
    Глава 9. Поиски сказочной Беловодии
    Глава 10. Новые свидетельства о приходе русов на Яик
    Глава 11. Последний поход к морю
    Заключение
    Литература

Предисловие, Главы 1-4 (в этом документе).
Главы 5-7
Главы 8-11, Заключение, Литература


ПРЕДИСЛОВИЕ

    Даже в последние годы существования казачества в России они называли себя рыцарями ("лыцари") Уральского войска. В далекие "тамерлановы" времена их полки входили в тумены несметной монголо-татарской орды.

    В смешении черт азиатских и европейских воинств в казачьем войске, дислоцированном на берегах самой восточной реки Европы, кроется одна из особенностей яицкого казачества. Находясь "на краю Руси обширной" в окружении кочевников, яицкие казаки создали войсковую общину с единственно им присущими чертами и особенностями.

    Откуда пришли на Яик-Горынович эти бородатые феномены истории? Почему Яик они выбрали своим рубежом? Кто были их предки? На эти вопросы Вы найдете ответы в этом очерке, если на основе русских летописей и записок древних арабских авторов, рассмотрим пути движения древних скандинавов-русов по рекам Руси и познакомитесь с бытом, обрядами, обычаями и традициями яицких казаков. Вы получите сведения о контактах народов древней Скандинавии со славянами, о связях русов с мусульманскими народами, проживавшими на берегах Хвалынского(Каспийского) моря.

    Вы узнаете, как с упразднением новгородского вече и аресте колокола Софийского собора, на Волге появляются ладьи новгородских ушкуйников. На Яике звоном церковного колокола извещается о возникновении демократической казачьей общины с необычной формой правления - казачьим кругом.

"Вольные" казаки направляли свои челны и струги на Волгу и Каспий, выискивая добычу - богатых купцов Персии и Бухары.

С появлением казачьих ватаг на Яике, здесь уже не было дружин норманнов. Частично они возвратились в Скандинавию после монголо-татарского нашествия. Основная их часть, смешавшись со славянами, уграми и, частично, с тюрками (ногаями), образовала новое воинствующее сословие - казачество. Подобные образования возникали на Днепре, Дону, Тереке и Волге, но на других этнических основах. Отдельные члены этих сообществ, прибыв на Яик, входили в их общину и привносили некоторые свои обычаи в среду местных казаков. В основном, яицкое (уральское) казачество формировалось по своим, зависящим от местных обстоятельств, причинам. Такими причинами были: этнические корни яицких казаков, развитие в условиях окружения кочевыми народами, отдаленность от центра Руси, близкое расположение к торговым путям и Волге- "главной дороге серебра". На Яике сформировалась своеобразная военно-хозяйственная община свободных людей, способная самостоятельно существовать и вести оборонительную борьбу с агрессивными соседями-кочевниками. Когда волжские "гулебщики" и ушкуйники появились на Яике, здесь уже находились казачьи селения, возникшие на месте древних горо-дищ, заложенных норманнами-русами и готтами. Позже с ними ассимилировались угры и славяне. После длительного и сложного процесса смешения этнических групп (племен и родов) на Яике развился уникальный этнос, поражавший в последние столетия своим самобытным укладом самых великих писателей и ученых России.

К глубокому сожалению большая часть признаков, исторически сложившегося на территории России уникального этноса, оказалась за ее пределами. Изгнанные из родных мест в гражданскую войну, репрессированные в периоды "расказачивания" и "коллективизации", находящиеся ныне в положении изгоев в "ближнем зарубежье", яицкие-уральские казаки многое растеряли из когда-то самобытного уклада русской народной культуры. Истоки ее, начавшиеся где-то в Скандинавии, донесли до наших дней самоцветы легенд, преданий и песен.. Многое уже забыто. Оставшиеся шедевры: обычаи, обряды и казачьи традиции находятся на грани исчезновения. Пророчески гласит горькое высказывание норвежского писателя Ибсена: "Навсегда нам даются одни утраты".

ГЛАВА 1. СКАНДИНАВЫ-РУСЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЯ

    Первым известием о походе русов на Царьград морем была проповедь константинопольского патриарха Фотия, являвшегося очевидцем этого события. Флот русов в составе 200 судов вечером 18 июня 860г вошел на константинопольский рейд. С кораблей сошли воины с обнаженными мечами и в течении нескольких дней держали город в осаде. Получив требуемую дань, русы вернулись на корабли и вышли в море. Вслед за этим удачным походом были предприняты еще ряд походов на Византию. Они совершались не столько для ограбления богатой Византии, сколько для завоевания политического авторитета Киевского княжества, возглавляемого скандинавами Аскольдом и Диром. Это произошло еще до прихода Рюрика с варяжской дружиной на новгородскую землю в 862г.

    Историк XIXв А. В. Висковатов пишет, что "сильная рать русов, неизвестно каким путем" пробравшаяся в северный Дагестан, вознамерилась проникнуть до Бердыы.. -местечка на правом берегу Куры... Остановленные у Дербента сильными укреплениями, .. pycы сели у дагестанского берега на суда. Спустясь к югу, мимо Апшеронского полуострова, дошли до устья Куры, поднялись этой рекой вверх". (11) На Куру русы вынуждены были пойти под давлением войск азербайджанского правителя Ибн-Муссафаре. "Куда и как пошли русы от Куры... -пишет Висковатов, - где именно добыли в Каспийском море суда.. Откуда, они приходили оба раза.. Все эти вопросы ждут разрешения"(11).
   
Ответы попытаемся найти в записях, оставленных средневековыми авторами. Арабский путешественник средневековья Ибн-Хурдабех сообщает, что путь в Джурджанское (Каспийское) море был "до Хамлиджа столицы хазар, затем до Балха и Маверанкахра, . до кочевий тогуз-огузов, затем до Китая". Маршрут из Каспия через среднеазиатские пустыни мог проходить по какой-то реке, впадавшей в Каспийское море. Этой рекой была, видимо, Аму-Дарья. Пересохшее русло этой реки доходило в 1715г до Красноводского залива Каспия. Оно было обнаружено экспедицией князя Бекович-Черкасского. Экспедицию сопровождал отряд яицких казаков численностью 500 конников. (24) С приходом варягов на Днепр, их соотечественники -русы были оттеснены на Дон, Волгу и Яик. О движении русов по Волге и Каспийскому морю хазарский коган Иосиф писал в Xв. : "Я охраняю устье реки Итиль (Волги) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмальтян. Я веду с ними (русами) войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада". (48)

События, развернувшиеся на Каспийском море, показали, что вовсе не обязательно было охранять устье Волги, чтобы не пустить русов на Каспий. Существовал другой, скрытый от хазар путь, по которому с Волги можно было пройти в Каспийское море. Это путь - через Иргиз и Самару (притоки Волги) и небольшую переволоку на Чаган (приток Яика), через Яик он вел в Каспийское море. Эта речная дорога в море была известна местным жителям с древних времен. Позже ей пользовались казаки Ермака и Разина, спасаясь от московских карателей. Другой водный путь с Волги на Яик через Узени и Камыш-Самарские озера был доступен лишь в периоды больших весенних половодий. (4)

Возможно, одним из этих путей пользовались дружины русов, совершая набеги на мусульманские страны каспийского побережья. Суда, которыми они пользовались, позволяли делать на них переволоку и совершать плавание по неглубоким затоплениям Прикаспийской низменности. По сообщению историка русского мореходства А. В. Висковатова, русы при передвижении по Яику, как и по Днепру пользовались челнами-однодеревками, которые имели наложенные дощатые борта. Они делались иэ ствола липы и вмещали до 8-10 человек. Более крупные суда, на которых русы совершали походы по Черному морю (860г) и Каспийскому морю (913г) вмещали в себя по 100 человек и даже несколько лошадей. Для плавания в море суда(струги) были килевые, а для плавания по рекам-плоскодонные(11).

Сведения о расселении скандинавских народов на славянских землях исходят от арабских источников и русских летописей. Арабские авторы X-XIвв Ибн-Фадлан, Ибн-Русте, Истахри, Ибн-Хаукал и др. (в переводе различных востоковедов) четко разграничивают славян и русов. В русских летописях отсутствует разделение скандинавских народов на варяг и русов, что позволило противникам "норманнской" теории отнести эти народы к разновидностям славян. Так, летописец Нестор в "Повести временных лет" пишет: "... Идоша за море к варягам, к руси и от этих варяг прозвалася русская земля"(18). А вот что писал первый русский географ и историк В. Н. Татищев о расселении русов на славянских землях: "По древнему разделению сия есть первая часть Великая Русь.. Есче видно, что в веси, которое от славян Белоозеро именовано, был город, где Рюрик меньшаго брата посадил. Варяги же русы откуду... в гистории Нестеровой три народа упоминаются: варяги, .. пришельцы со князи, славяне, прежде их бывшие и Русь- древние жители"(36). Ученый и политик XVIIIв с достаточной ясностью называет три народа Великой Руси: варяги, славяне и русы. "Русь" в переводе с древнескандинавского языка означает "гребец", что раскрывает занятие древних скандинавов. (19)

Вместе с тем, французский историк конца XVIIIв Ф. Архенгольц делает более точное разделение жителей древней Скандинавии на викингов, варягов и русов, локализуя каждую ветвь этих древних скандинавов к определенной территории Скандинавии. Так, викингов он считает выходцами с полуострова Этландия, варягов-с земель современной Швеции и юга Норвегии, русы с середины XIIIв населяли север этой страны. Русы, как и викинги-норманны, покорившие половину западной Европы, были храбры и воинственны. Северные славянские племена называли их тоже норманнами(мурманами), хотя на юге они с VIIIв стали называться русами. Воинственность русов закладывалась с детства. Об этом сообщает Ибн-Русте(перевод Д. А. Хвольсона): "Когда у кого из Руси родится сын, отец(новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его перед дитятею и говорит: "не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь то, что приобретешь этим мечом".

О проживании русов на их этнической родине упоминается в арабском источнике, оставленном Ибн-Русте: "Рус- это остров -три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса... и земля имеют много влаги... если поставить на сырое место, то земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого называют хокан-рус. На острове живет около ста тысяч человек"(16). По занимаемой площади, лесному ландшафту, влажному климату и населенности, арабский географ имел ввиду о-в Готланд, расположенный в Варяжском (Балтийском)море. О народе населяющем этот остров французский историк конца XVIIIв писал: "Они были более торговыми, нежели воинственными людьми в Балтийском море"(1) Далее историк ф. Архенгольц, указывая на тевтонское происхождение викингов, варягов и русов, утверждает, что оно доказывается "сходством нравов, языка и учреждений" датчан, шведов и норвежцев.

О заселении Скандинавии Архенгольц говорит словами древней легенды: "... Скиф Один, покинув страну Асгард и пройдя через Сарматию, увлек находяшиеся там готские племена и завоевал с ними... Скандинавский полуостров"(1). Ранее жившие там финны "были вытеснены на крайние северные пределы Финляндии и Лапландии".

Со славянами русы вели мирную торговлю. Как отмечают западные источники, на о. Готланд в XIв имелась новгородская торговая концессия, которая владела домами, торговыми рядами и даже имела свои церковь. Между славянами и русами случались раздоры. Об этом упоминается в арабских источниках.. В сообщении историка Ибн-Ийаса говорится:"Русы производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ" Арабский историк Йакут в противоположность первому пишет:
"Славяне нападают на русов и захватывают их достояние"(16). Взаимные нападения русов и славян объясняются соседством в расположении этих народов, а в большей степени бедностью, в которой находился скандинавский народ, лишенный плодородных земель. В регионе с избыточным населением не хватало продовольствия. Каменистые почвы, суровый климат не способствовали обеспечению населения продуктами питания. Голод среди населения Скандинавии послужил причиной появления закона в Швеции IXв, обязывающим молодых людей, в связи с недостатком продуктов питания, покидать страну. Этим обстоятельством Ф. Архенгольц объясняет миграцию норманнов на запад (викингов в Исландию, Францию и Англию), варягов на юг, а русов - на восток Руси. (1)

Подтверждением мнения западного историка служат сообщения арабских источников. Ибн-Ийас пишет: "Пашен Русь не имеет и питается тем, что добывает в землях славян"(16) Невзирая на плохой жизненный достаток, русы приспособились к скитальческому образу жизни и сохранили нравственный человеческий облик. Воинственность и страсть к ведению торговли не испортили их физическую и духовную природу. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший Волгу в начале Xв пишет: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом". Историк Ибн-Русте также был восхищен внешностью русов: "Любят опрятность в одежде, даже мужчины носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо"(16).

"Жизненные установки" даваемые сыновьям "приобретать имущество мечом", т. е. заниматься разбоем и грабежами, не до конца испортили нравственные и этические устои у древних скандинавов. Ибн-Русте сообщает об этом: "Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, .. не позволяя никому обижать или притеснять таких людей". Вместе с тем, в случае конфликта между русами если на кого-то из них нападал общий враг, они мирились между собой и заключали союз для отражения агрессии. Подчеркивая здравый подход русов в случае применения оружия, Ибн-Русте отмечает: "У русов мечи соломоновы; когда русы начинают войну, то прекращается усобицы и все действуют согласованно, пока не победят врага"(16).

Важным средством жизнеобеспечения для русов являлась торговля. Это занятие в сочетании с разбойничьими действиями составляли своеобразный образ жизни речных скитальцев. Ибн-Русте свидетельствует: "Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, единственный промысел их торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые продают они желающим, плату же, получаемую деньгами, завязывают крепко в пояса свои"(16).

О маршрутах движения и местах куда русы поставляли свои товары сообщает арабский географ Xв Ибн-Хордадбех в работе "Книга путей и стран"(перевод Крачевского): "Они возят меха белок, чернобурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства.. по Танаису, .. проходят до Хамлиджана, хазарской столице.. Иногда они перевозят свои товары на верблюдах в Багдад.. Они(русы) заявляют себя христианами, и платят подушную подать". Приведенные из арабского источника сведения ценны тем, что прослеживают торговые пути русов и позволяют установить время окончательного принятия христианства. По ранним арабским источникам датой принятия христианства считались 912-913гг., или, по предположению Заходера, 944-945гг. Однако по сведению арабского миссионера Ибн-Фадлана русы в 921-922гг поклонялись идолам-языческим богам, отсюда следует считать, что русы приняли христианство в 944-945гг.


Вхождение в христианство "притупило мечи" русов, т. е. снизило пиратскую активность на реках, так как заповеди христианской идеологии :"не убий", "не укради" категорически запрещали обогащение столь жестокими и безнравственными способами.. Тогда русы решили перейти в ислам, который ради веры разрешал убивать неверных (инаковерующих) и отбирать их имущество. Они посылают четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха принять мусульманскую веру. При этом привлекает внимание то обстоятельство, что Хорезм находился ближе всего к Яику, на берегах которого жили кочевые племена печенегов и огузов, исповедующих ислам. Следует отметить, что Ибн-фадлан-проповедник магометанства в Булгарах, был "посланником Аллаха" в Багдаде. Русы, обратившиеся в Хорезм видимо нашли, что расстояние до него ближе, чем до Багдада, считая Яик отправной точкой. Это является косвенным доказательством присутствия русов на Яике в Xв.

Однако пребывание русов в исламе было недолговечным. В 985-986гг. они, по сообщению турецких источников(Димашки), вновь перешли в христианство. Причины этого досконально неизвестны. Можно предполагать, что кроме причин, побудивших их войти в ислам были мотивы, позволяющие надеяться, что мусульманство поможет им вести благополучную торговлю с кочевниками. Разочаровавшись в ожиданиях, и убедившись в несоответствии корана с благочестивыми и твердыми нравственными позициями народа Скандинавии, русы возвращаются к христианству(православию). Немалую роль в этом сыграло крещение славянских народов.

ГЛАВА 2. ПРИХОД РУСОВ НА ЯИК

    Низовья Волги находились еще в руках хазар, а в левобережье Яика, среднее его течение занимали укрепленные городки когда-то многочисленного племени готов. О их былом присутствии говорили оставшиеся названия притоков реки(Киндель, Илек, Иртек, Ор), реки(Эмба), озера (Индер) и другие гидронимы. Обосновавшись на Яике, русы получили выход в Каспийское море. Быстрый и своенравный Яик позволял плавать только вниз по течению. Коварство стремительно несущейся реки испытал Ибн-Фадлан, когда пытался с многочисленным караваном переправиться на правый бере реки. Много спутников Фадлана и вьючных животных погибло в водах Джайхя(Яика). Русы поняли, что плавать в челнах и на стругах против течения, бессмысленное занятие. Для передвижения на берегу они стали осваивать верховую езду. По сообщению Ибн-Фадлана: "Со времени Святослава русы стали сражаться на коне".

    Пришедшие на Яик русы нашли здесь благоприятные условия для оседлой жизни. В пойменных лесах водилось много зверя и дичи. Река была богата рыбой. Особенно много ее было весной, когда она шла на нерест в пресную прогретую воду из Каспия. Оседали пришельцы не сразу. Приходили весной, покинув дома в северном краю и начинали навигацию со вскрытием ото льда Волги, с которой переправлялись на Яик. Летом охотились на пушного зверя, ловили рыбу, преимущественно красных сортов(осетр, севрюга, белуга, шип). Став полными хозяевами на реке, возвели городки на левом берегу у излучины реки(Барбастау, Бударино) и в низовье рядом с устьем.

   
Следами от оставшихся средневековых поселений на Яике служат найденные при раскопках развалины шести городищ -"оазис городов", захоронения воинов с вооружением европейского типа и северной ориентировкой могил. Характер находок, сопутствующих захоронениям, позволяет относить их к этносу с оседло земледельческими обычаями(25).

Существование одного из городков "оазиса городов" подтверждается сообщением арабского миссионера Абу-Хамид-Рахим-ал-Гарнати, который приехал в город на Яике в 1131г и прожил в нем 20лет. По его сообщению город назывался Саксин. Выезжая периодически в Хорезм, Булгары, Киев и города Владимиро-Суздальского княжества, Гарнати возвращался в Саксин. При этом в сообщении миссионера указаны маршруты и расстояния, по которым уральский историк и археолог Г. А. Кушаев делает заключение о нахождении Саксина близ Яика(25). Подобный вывод был сделан еще в XIXв востоковедом Дорном. Позже русский и советский арабист академик В. Бартольд высказывал мнение о существовании двух Саксинов (на Волге и на Яике), но оно опровергается утверждениями В. Дорна и Г. А. Кушаева. Кушаев приводит выдержку из Лаврентьевской летописи(18), где говорится: "Саксини и половцы взбегоша из низу к Болгарам, перед татарьи и сторожеве Болгарские прибегоша бьени от татар близ реки сижа има Гайк". Таково письменное сообщение о разгроме сторожевых болгарских застав на Яике передовыми отрядами татар. Под термином "саксини" Кушаев подразумевает жителей города Саксин (на Яике). Сообщая о них в Лаврентьевской летописи, древний автор имел ввиду представителей германского этноса-норманов, среди которых находились оставшиеся готы-саксонцы. Историк XVIIIв А. Кайсаров пишет, что "саксонцы-венды умели утвердиться в самых опасных местах". (28) Итак, под "саксини" подразумевалась смешанная норманно-германская группа жителей городков на Яике.


С распадом Хазарского государства на Яике складывалась благоприятная обстановка для хозяйственно-промысловой и торговой деятельности, т. е. создавались условия для охоты, рыболовства и ведения торговли с кочевыми народами. В низовьях Яика возобновилось движение по "Великому шелковому пути" из Китая через Хорезм в Византию. Занимаясь промыслами знакомыми им еще в Скандинавии русы осваивали новые способы жизнеобеспечения: земледелие и скотоводство, перенимая опыт "саксонцев" и скотоводов-кочевников. О формировании отрезка торгового пути из Поволжья и Приуралья в Хорезм свидетельствуют археологические раскопки, произведенные экспедицией института этнографии АН СССР под руководством С. П. Толстого в 1946г. К. А. Кушаев возникновение "оазиса городов" объясняет главным образом пролеганием торгового пути вблизи селений. На наш взгляд такое утверждение нельзя считать правомерным, так как "великий шелковый путь" пролегал несколько южнее излучины Яика, где находился "оазис городов". Он проходил около г. Сарайчик, о чем свидетельствуют возведенный здесь Караван-Сарай и укрепления-места кратковременных остановок торговых караванов. (41)

Возникновение группы "оазиса городов" Кушаев относит к XIв, что совпадает по времени с поселением здесь пришельцев-русов. Обнаруженные при раскопках городища: Круглоозерное, Уральское, Чаганское, Барбастау, "Курени" и Дарьинское названы Кушаевым топонимами географических объектов, близ которых они были найдены. Археолог из Уральска на территории Степного Приуралья с 1966 по 1988гг. при археологических исследованиях 34 могильников и более 90 захоронений, относящихся к VII - XVвв. н. э., среди находок обнаружил много памятников не свойственных кочевникам средневековья. Наличие такого инвентаря Кушаев объясняет влиянием оседло-земледельческих культур народов Прикаспия. Автор не называет эти народы. На наш взгляд к ним следует отнести русов, славян, угров и немногочисленные племена готов.

В захоронениях, описанных Кушаевым (в могильниках Челкар 3, 4 и 5, Карасу 1 и 2) рядом с мужскими скелетами находилось оружие: длинные железные мечи с перекрестием, металлический пластинчатый панцирь, металлическая маска с отверстиями для глаз. Из украшений найдены зеленые бусины из хрусталя, золотые и бронзовые серьги и браслеты. В могильниках (Челкар 4 и 5) захоронения совершены в гробовищах-выдолбленных колодах или в досчатых гробовищах, что является аномалией для тюрских захоронений. Для тюрок мусульман характерно в ямах-могилах устраивать выбоины (ниши), в которую помещался покойник в сидячем положении. Не соответствует захоронениям кочевников и ориентация обнаруженных могил. Половцы(кипчаки) устраивали могилы в меридиональном направлении, тогда как обнаруженные могилы были, преимущественно, ориентированы в широтном (запад-восток) направлении.
По мнению Кушаева, исследованные могилы принадлежали европейским купцам, для которых степи Приуралья и Зауралья были ареной оживленной торговой деятельности. Такое объяснение имеет некоторое обоснование, так как среди зтих купцов-воинов могли быть и скандинавы-русы.

Городища в системе "оазиса городов", малоисследованные в археологическом отношении, внешне представляют собой оборонительные сооружения с остатками защитных валов. По мнению Кушаева, как приуроченные к устьям рек(Яика, Чагана и Барбастау), они располагались на магистрали транзитной торговли между Западной Европой и азиатскими странами. Этот торговый путь проходил по суше до татаро-монгольского нашествия. Как считает Кушаев, город Саксин находился в системе "оазиса городов". По утверждению археолога, население "расселялось в основном на окраинах междуречья Волги и Урала"(25). Многие исследователи полагают, что в X-XIIIвв здесь существовало около 30 городов. Один из них находился на территории Яицкого городка(Уральска). Это было отмечено в записках путешественников-монахов Франциско и Доминико Пицигани(XIVв). Раньше них, в 1223г через Саксин, после неудачного боя под г. Булгары, монголы возвращались к себе на родину. Они проходили близ Яика вторично в 1228-1229гг при наступлении из азиатских степей, когда, разбив сторожевые заставы булгар, обратили в бегство "саксини" и половцев. Половцы, видимо, нашли защиту у единоверцев-булгар, но "саксини"(русы и угры) не искавшие укрытий среди мусульман, прошли на север, к Ладожскому озеру и в Скандинавию. Часть русов, поселившись там(в северной Норвегии), занялась рыболовством. В память о местах проживания в Междуречье (Волги и Яика) несколько географических объектов на новом месте в Норвегии получили названия, перенесенные с Яика: Хаммельвик (Камелик), Боддарен(Бударино), Йёвик(Яик), Карасйок(на Яике существовали Щучий, Сазаний яры и др. объекты с рыбьими названиями). Карасйок переводится с англ. -смешной карась. Следует обратить внимание на то, что все топонимы, созвучные названиям на Яике, в Норвегии сконцентрированы в одном месте. (6)

При рассмотрении этимологии названий городищ в("оазисе городов") "Курени" и "Кремль", можно отметить, что термин "Курени" происходит от английского слова square - площадка(часть занимаемой площади). Как отмечает Кушаев, "Курень", монгольское слово означающее форму кочевой обшины во время стоянок или кочевания стада. Однако было отмечено, что жители "оазиса городов" вели оседлый образ жизни, поэтому "Курени" можно трактовать как часть селения (города). Кстати, значение термину "Курени" придавалось как части войска в Запорожской сечи со времени сосредоточения варяжской дружины на Днепре. Оба названия появились на Яике и Днепре независимо друг от друга. Смысловое отождествление можно объяснить лишь сходством языков русов и варягов. Термин "Кремль" по мнение Кушаева, элемент характерный для структуры укреплений центральной части древнерусских городов. Название "Кремль" - цитадели города, очевидно было дано славянами, возводившими города в "оазисе городов" вместе с русами.

Локализация г. Саксина на Яике четко удостоверяется высказыванием его жителя, Хамида-Ибн-Гарнати:"Город Саксин стоит на огромной реке, которая больше Тигра". (25) Исходя из этого арабского источника, а также из записей летописи по Лаврентьевскому списку, Кушаев делает вывод, что "огромной рекой больше Тигра" является Гайк(Яик-Урал), в пойме которого, в отдалении от кочевий огузов и кипчаков, располагались городки "оазиса". Жители городков веди оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, скотоводством, торговлей и частично земледелием.

При классификации памятников культуры средневековья, Кушаев нашел, что среди них было недостаточное количество предметов, относящихся к культуре кочевников VIII-XIII веков. Эту лакуну (разрыв во времени) он объясняет слабой преемственностью между кочевниками раннего средневековья (сарматами) и позднего средневековья(печенегами) из-за постоянного наплыва восточных народов (аланов, аваров, гуннов, тюрков и монгол) в Междуречье. По нашему представлению такое объяснение нельзя признать достаточно обоснованным. Отсутствие кочевников в Междуречьи и Приуралье можно с четкой убедительностью объяснить приходом на Яик воинственных жителей Скандинавии норманнов-русов. Они поселились здесь в X-XI веках, вытеснив кочевников (огузов и печенегов) на восток. Таким образом, до начала XIIIв (прихода татаро-монгол) на Яике не было присутствия кочевых племен.

Преемственность от русов к ассимилированному славяно-русскому этносу, а далее к казакам зарождавшейся казачьей общины, проходила в период татаро-монгольского владычества, в условиях службы ханам Золотой и Белой Орды.

ГЛАВА 3. РУСЫ НА ЯИКЕ В ПЕРИОД НАШЕСТВИЯ ТАТАРО-МОНГОЛ

    С возникновением империи Золотой Орды на юге Руси, движение русов по Волге и Яику прекратилось. На степных равнинах близ Дона, Волги и Яика появились отряды вооруженных людей, несущих службу хану Золотой Орды. Их называли казаками. Происхождение казаков иностранными и отечественными авторами объясняется по разному. Французский историк Ив Брезре называет казаков бродягами, "пришедшими из ниоткуда". Предками казаков он считает кочевников, массами наплывавших к берегам восточно-европейских рек. Главным аргументом такого объяснения приводится перевод слова "казак". По татарски оно означает "свободный человек" или "человек, стремящийся к воле". Столь легкому толкованию этого термина придавался оттенок французского романтизма, в духе которого движение к свободе считалось самым важным идеалом в жизни человека(10).

    Происхождение термина "казак" более развернуто дается в книге донского казака, эмигранта А. А. Гордеева "История казаков", впервые вышедшая в Париже в 1968г. Гордеев считает, что донские казаки, бывшие изначально свободно гуляющими людьми, в дальнейшем послужили социально-этнической основой для возникновения других казачьих образований: терских, волжских, яицких и прочих. По утверждению автора, -донские казаки произошли от черкесов, касогов и других народов Кавказа. Процесс "оказачивания" свободных людей проходил на основе создания вооруженных группировок-дружин.

  
"В ходе исторического процесса, -пишет Гордеев, -дружины вольных людей превращались в племена, а потом -в народ, продолжавшие существовать отдельно или же сливались с другими народами, .. сохраняя свое название - казаки". (14)

По Гордееву эволюция превращения вольного человека в казака начиналась на Кавказе и заканчивалась на Дону. Возможно, такая картина генезиса объясняла происхождение донских казаков, но она по целому ряду исторических условий, оставляла невыясненным происхождение яицких казаков.
Яицкая военная казачья община складывалась в составе вооруженных сил Белой Орды, как восточного улуса Золотоордынского ханства. Ханом Белой Орды был Шибан-брат Батыя. В казачье сообщество входили русы, славяне, угры и частично половцы, т. е. народы, чьи племена, до нашествия татаро-монгол проживали в пойме Яика.

Яицкое казачье формирование несло верную службу хану Белой Орды. Отношение с ордынскими властями строились на безоговорочном подчинении хану и его ставленникам: баскакам(чиновникам), темникам, тысячникам и другим военным руководителям, стоявших во главе казачьих отрядов в структуре вооруженных сил Белой Орды. Подчинение казаков командирам-нойонам из числа монгол строилось на силе и жесткой дисциплине.

Поселения русов, славян и угров входили в систему государственного устройства Монгольской Империи-Золотой Орды. "Оазис городов" стал частью улуса Белой Орды. Административное и военное управление "оазиса" целиком принадлежало баскакам-ордынским чиновникам. "Оазис городов" вошел в систему военных поселений, представляющих собой сторожевую линию, созданную с целью защиты улуса Белой Орды и его столицы Сарайчика от набегов кочевников "восточной стороны". Улус располагался на плодородных землях поймы Яика, по берегам которого казаки несли службу по охране владений хана Белой Орды.

К началу экспансии монгол русы, частично ассимилировавшись со славянами, имели общую с ними православную веру, постепенно усвоили их язык, оседлый образ жизни и занятия. Смешений с ногаями (печенегами) не было, так как те исповедывали ислам и были кочевниками, а по монгольским законам запрещалось заключать браки лицам, исповедующим разные религии.

О русах, проживающих в низовьях Дона, Волги и Яика, посол французского короля Гильом Рубурук писал в 1252г. : "Повсюду среди татар разбросаны селения русов, русы смешались с татарами и превратились в закаленных воинов, усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ. Все пути передвижения обслуживаются русами. На переправах рек - повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома". (14) По сведениям Рубрука, русы, собрав шайки по 20-30 человек, нападали на проезжих купцов и богатых путешественников на реках и степных дорогах.

Русские князья, пользующиеся властью внутри своих уделов, не имели вооруженных сил, чтобы бороться с разбойниками и соперничающими князьями. Вооруженные отряды им предоставляли ордынские ханы, к которым они обращались с просьбой. Ханские власти выделяли в распоряжение русских князей отряды, называемые "низовыми войсками", в состав этих отрядов входили и яицкие казаки. "Низовые войска" использовались ханами для подавления возмущений ногайских и кавказских племен против правителей Золотой и Белой Орд.

Русы, по сравнению с монголами, имели более высокий уровень культуры и бытовых традиций. Монголы были язычниками, они не имели своей письменности, их разговорная речь, по сравнению с языком тюркских народностей, была слабо развита. Монголы не мылись в банях, не меняли одежду, не купались в речках. Русы, служа ханам, благодаря православной вере, сохранили свои духовные и морально-нравственные традиции. Относясь к категории казаков, они несмотря не беспрекословное подчинение ханским порядкам в военном и административном отношениях, пользовались некоторой автономией. Особенную самостоятельность казачья община соблюдала в вопросах религии. Христианская Епархия во главе с Митрополитом находилась в Сарае. Епископ Сарайчика и священники храмов, расположенных в городках "Оазиса" и других казачьих селений подчинялись только Митрополиту в Сарае и Епископу Белой Орды в Сарайчике. Под их протекторатом открывались новые храмы в казачьих городках и даже был возведен деревянный собор. Казаки из русов и славян иногда брали в жены женщин из соседних селений, которые приняли православие. Смешанные браки вели к ассимиляции русов и славян с тюрскими народами, что "создавало особый казачий тип, впоследствии отличавший их от других народов северо-западных русских княжеств". (14)

Казаки добросовестно служили ханам, выполняя их требования и, защищая интересы империи. За свою службу они получали "жалование" хлебом и оружием. Им выделяли земельные участки и речные угодья, освобождали от выплаты дани и подушной подати. Казаки, служившие хану Белой Орды честно выполняли свои воинские обязанности, проявляя храбрость и отвагу. Среди военных формирований кочевых народов, несших службу хану Белой Орды, яицкие казаки отличались выносливостью, решительностью и воинской смекалкой. В период службы в татаро-монгольских войсках казаки позаимствовали у татар некоторые тактические приемы ведения боевых действий: несение дозорной службы, глубокая разведка, устройство засад, скрытый обходной маневр, атака развернутой конной лавиной и т. д.

Посли смерти владыки Золотоордынской империи хана Джаныбека в 1357г, усилилась борьба за ханский трон между прямыми наследниками хана и продолжателями рода Чингисов в Сарае. После длительной и жестокой борьбы с соперниками, ханом Золотой Орды стал Мамай. Ханы Белой Орды на Яике не захотели подчиняться новому хану, не принадлежавшего к роду Чингис-хана. Ханы Белой Орды перестали выплачивать "жалованье" казакам за их службу. Часть яицких казаков, чтобы обеспечить себе существование перешли на службу к хану среднеазиатского улуса, - Тамерлану.

В 1377г хан Мамай, заключив союз с литовским князем Ягайло, выступил с войском против московского князя Дмитрия. На стороне Дмитрия в числе русских князей выступал Волынский воевода Боброк, который был потомком одного из военачальников в дружине Рюрика.. Яицкие казаки, входившие в состав войск хана Белой Орды не принимали участия в действиях войск Мамая, так как ногайский хан(Белой Орды) враждебно относился к Золотоордынскому хану. Другая часть яицких казаков находилась в Персии, где участвовала в войне на стороне Тамерлана. В вооруженных силах этого восточного владыки яицкие казаки считались лучшими воинами, лихими наездниками, атак которых в конном строю не выдерживал ни один противник. Яицких казаков, сражавшихся в войсках Тамерлана в Средней Азии, Персии и Индии, могущественный Тимур ставил в пример другим народам, служившим в его коннице. В записях, оставленных Тамерланом, о яицких казаках есть весьма лестные отзывы: "Усвоивши манеру сражаться по казачьи, снарядил свои войска так, чтобы я мог как казак проникнуть в расположение врегов". (14)

Мамай после поражения на Куликовом поле осел в Сарае, где готовился к новому походу на Москву. Тамерлан, как потомок Чингизхана, сам претендовал на кресло золотоордынского владыки. Мамай был его главным соперником. Для свержения Мамая Тамерлан посылает хана Белой Орды Тохтамыша, враждовавшего с ханом Золотой Орды. Тохтамыш разгромил отряды Мамая не Волге и захватил Сарай. В войска Белой Орды, которыми руководил Тохтамыш, входили отряды яицких казаков. Под ударами этих войск Мамай бежал в Крым, но был настигнут отрядами Тохтамыша и убит.

Яицкие казаки продолжали службу хану Белой Орды, но "жалование" от него стали получать нерегулярно. При материальных недостатках они испытывали притеснения со стороны ногайских кочевников, которые угоняли скот, отбирали имущество казаков, разрушали их жилища и забирали в плен родственников. Казаки с семьями покидали Яик и уходили на службу к Мещерским и другим русским князьям. Основная часть казачьего войска, на Яике продолжали служить белоордынскому хану, обслуживая сторожевые линии по обоим берегам Яика.

Тохтамыш, заняв место Мамая в Сарае, перестал выплачивать довольствие казакам, обслуживающим ханскую ставку. Чтобы обеспечить себе существование, казаки собираются в ватаги и начинают грабить хивинские и персидские караваны на Волге и опустошать прибрежные татарские становища. С крушением мамаевой орды многие казаки возвращаются в свои прежние жилища на Дону, Тереке и Яике. В августе 1382г войска Тохтамыша подошли к Москве. Самонадеянный хан захотел вновь подчинить себе московского князя и заставить его возобновить выплату дани Орде. После трехдневной осады татары обманным путем добились от защитников города открытия ворот. Ворвавшись в город, татары убили воеводу Остя и всех, кто оборонял город, а затем с богатой добычей и толпами пленников, они двинулись к своей ставке на Волге. Разгром Мамая и захват Москвы возвысили самомнение Тохтамыша о своем величии, и он провозгласил себя правителем Золотой Орды. Опасаясь своего бывшего покровителя, а теперь уже конкурента, Тамерлана, Тохтамыш в 1391г нападает со стороны Яика на среднеазиатские владения Тамерлана и захватывает Ургенч. Тамерлан, находившийся в Персии, вынужден был покинуть свой улус и выступить против ослушника. На Волге в районе Самарской луки войска Тохтамыша были разбиты полками непобедимого Тимура-Хромого. Столица Золотой Орды Сарай был разрушен до основания. Попутно войска этого могущественного повелителя разрушили и города Белой Орды на Яике. В плен было взято много сторонников Тохтамыша. Большинство их было казнено, но яицкие казаки избежали расправы, благодаря тому, что Тамерлан знал и ценил боевые качества этих воинов. Несмотря на жестокий нрав и суровый характер, покоритель Азии был мудр и справедлив. Он дарует жизнь яицким казакам, чтобы, включив в состав своего войска, заставить лихих конников служить ему.

С Москвой у яицких казаков складываются прочные связи, благодаря переезду православной Епархии из Сарая в Москву, Митрополит Московский и Всея Руси Крутицкий выделил для казаков построивших на Яике церкви духовные книги, церковный инвентарь, убранство алтарей и т. д. Из Москвы на Яик были посланы лица духовного звания. Казаки, почуствовав поддержку Москвы, еще энергичнее стали отстаивать свои уделы от притязаний кочевников. "Казаки, -пишет Гордеев, -хорошо знали психологию азиатских народов, уважающих только силу и справедливо считали лучшей тактикой в отношении их-нападение". (14) Они разгромили прилежащие к Ямку становища татар и ногаев, угнали их скот и отбили "полон"-русских пленных, захваченных татарами в центральных княжествах Московского государства. Казаками был взят и разгромлен Сарайчик-столица Ногайского ханства, ранее входившая в улус-Белая Орда.

В середине XVв с крушением Золотой Орды на Нижней Волге исчезает оседлое казачье население. Причиной тому - постоянная угроза нападений со стороны Ногайского и Астраханского ханств. Непрекращающиеся набеги татар на казачьи городки и хутора, сделали невозможным проживание там семей и родственников казаков. Вместе с новгородцами-ушкуйниками волжские казаки создают речные ватаги-дружины, передвигающиеся по Волге на стругах и грабят купеческие и посольские караваны на реке. Многие из волжских и яицих казаков поступают на службу к московскому князю Ивану III. В 1467г они, в составе войск московского князя во главе с атаманом Иваном Руда, участвовали в штурме Казани-столицы татарского ханства.

ГЛАВА 4. ЯИЦКИЕ КАЗАКИ "НИ ПОД ЧЬЕЮ ДЕРЖАВОЮ"

    Со вступлением на престол царя Ивана IV, политика Московского государства в отношении восточных стран стала еще жестче. Для борьбы с азиатскими ханствами Московский царь привлекает к себе на службу войска испытанные в войнах с осколками золотоордынского ханства, в их числе на службе у Ивана IV состояли более 15000 донских, гребенских(терских) и яицких казаков, а также 10000 татарской конницы, перешедшей на службу московскому царю. Эти силы сыграли основную роль при взятии Казани царем Иваном IV(Грозным). Покорив Казань Иван IV направляет казачий отряд под командованием атамана Ляпуна под Астрахань. Взяв город, атаман передал его московскому воеводе Тургеневу, а сам отошел на Переволоку, где сближением русел Дона и Волги образуется узкий участок суши, удобный для нападения татар и ногаев.

    В том же году яицкие казаки в составе сводного казачьего отряда в количестве 10000 человек под командованием атаманов Ермака и Заболотского участвовали во взятии Нарвы. В 1556г яицкие казаки в составе войск Андрея Курбского осадили город Дерпт (Юрьев). После прибалтийских баталий Ермак возвращается на Волгу и Дон, где его отряду, в числе которых находились яицкие казаки, была поручена охрана прежнего рубежа на Переволоке. Казаками с Яика командовал атаман Нечай Щацкой, терскими казаками - атаман Андреев. Предпочитая активную оборону, Ермак предпринимает нападения на ногайские селения в Поволжье, но вольных казаков влечет Волга. Разместив свою ватагу на струги, Ермак "со казаки" стал практически контролировать движение на реке.

   
Брошенным на произвол судьбы казакам на Волге предоставлялась возможность охотиться "за зипунами". Вскоре к отряду Ермака присоединилась шайка "воровских" людей, которой руководил Иван Кольцо. Составленная из беглых казаков и крестьян, шайка Кольцо грабила посольские и купеческие суда, направлявшиеся в Москву из Персии, Хивы и Дербента.

Погромив татарские улусы в прибрежной зоне Волги, объединенный отряд Ермака, спасаясь от царского "промысла", с Волги через Иргиз и Чаган уходит на Яик. (35) В низовьях Яика отряд Ермака нанес сокрушительный удар ногайскому хану, разгромив его ставку. Река Яик была очищена от народов-кочевников и яицкие казаки получили возможность пользоваться речными угодьями для рыбного промысла от излучины реки (близ "оазиса городов") до устья. Ногайские кочевья спешно уходили вглубь зауральских степей, опасаясь повторных нападений со стороны отрядов Ермака.

Яик представлял собой природный барьер на пути движения азиатских орд к Московскому государству. На одну из них, Ногайскую Орду, как на восточного союзника, делали ставку Турция и Крым, угрожавшие Москве с юга. В защиту союзника, Крымский хан в присутствии московских послов зачитал жалобу ногайских мурз Крымскому хану:"Сильно обижают нас, много улусов у нас повоевали, много городков поставили на Яике и за Яиком. "(43) А ногайский хан Урус жаловался самому Ивану Грозному:(в 1580г): "Приходили государевы казаки сего лета и Сарайчик повоевали и сожгли. "(13) Разгневанный этими сообщениями царь, решил для примера наказать казаков Ермака. Когда с Волги пришло донесение, что Ермак "со казаки пограбил послов персидских, бухарских и кизылбашских", на Волгу был послан отряд стрельцов стольника Мурашкина. По официальным данным отряд Мурашкина выполнил приказ царя, разгромив "воровскую" шайку казаков. Волга была очищена от казаков. Однако есть сведения, что казаки ушли с Волги на Яик не из-за боязни "промысла" над ними, а по другим причинам. Так, в летописи, содержащейся в Списке Императорской Публичной Библиотеки, говорится: ".. по указу царя многие посылки ратных людей на сего атамана Ермака посланы были. И он же Ермак со товарищи русскую рать побил". (14)
После стычек с "государевой ратью" на Волге, казаки собрались на Яике, чтобы обсудить план дальнейших действий. Речи и решение казаков на кругу в поэтической форме передает старинная казачья песня, записанная бытописателем уральских казаков И. И. Железновым в XIXв от казака Чакрыгина И. Н. :

"Уж ты, батюшка, наш православний царь!
Мы скажем тебе всю правду истинну:
Мы где были, мы где ездили в синем море,
Разбивали мы на синем море бусы-кораблички:
Татарские, армянские, все басурманские,
Без того орла, без государева.
Ты прости нас, батюшка, во всех винах,
Ты пусти нас, батюшка, на Яик-реку.. "(27)

После бурных высказываний "сотоварищей" Ермака выступил посланец купцов Строгановых с приглашением идти на службу к солепромышленникам братьям Строгановым в Пермский край. От имени купцов было обещано хлебное жалованье, свинец и порох. Атаман Ермак предложил казакам воспользоваться приглашением Строгановых охоанять их камские владения от набегов сибирских татар. С Ермаком согласились идти около 600 казаков-выходцев с Волги и Дона.. 800 ячцких казаков во главе с атаманами Богданом Барабошей и Нечаем Шацким решили остаться на Яике, где многие из них были рождены. Вместе с ними остались ".. Якбулат Чембулатов, да Якуня Павлов, да Никита Ус, да Первуша Зея, да Иван Дуда". (35) Камские и сибирские просторы не привлекали старожилов Яика. Здесь, в живописных пойменных лесах, богатых зверем и дичью они давно нашли себе пристанище. Теперь, на оставленных ногаями пастбищах они надеялись без опаски разводить скот, сажать бахчи. Главное их занятие - рыболовство на реке, очищенной от кочевников от излучины до устья, обещало им беспрепятственный круглогодичный промысел.

В то время, когда волжские казаки во главе с Ермаком завоевывали Сибирь, а яицкие казаки занимались обживанием освобожденного от ногаев края, донские казаки находились в оппозиции к московскому царю Борису Годунову. Считая его род "не от царских корней", они поддерживали все выступления против него. Возникшей в Москве смутой воспользовались польские шляхтичи, которые под патронажем короля Сигизмунда, приютили у себя беглого монаха Григория (принадлежавшего к семье бояр Колычевых), выдававшего себя за царевича Дмитрия - сына Иоанна Грозного. Лжедимитрий, вступив в сговор с донскими и запорожскими казаками при поддержке короля Сигизмунда, начал готовиться к походу на Москву. Женившись на польской аристократке Марине Мнишек, Лжедимитрий при активной поддержке казаков, занял города Путивль, Белгород, Рыльск, Валуйки, Оскол, Воронеж и приближался к Москве. Неожиданная смерть Бориса Годунова застала самозванца в Туле. Въезд его в столицу сопровождался народным ликованием. Простые люди принимали Дмитрия за истинного сына Иоанна IV, но с приездом его супруги -католички в Москве началось засилье поляков. Они не соблюдали православных обычаев, вьезжали в церковь на лошадях, трубили в трубы во время богослужений. Такое поведение поляков русские бояре, дворяне, торговые и прочие московские люди восприняли как глумление над православной верой и оскорбление русских обычаев. Возмущенные стрельцы, торговцы и дворяне создали народное ополчение, которое возглавил князь Пожарский. В ополчение вошли казаки, во главе с атаманом Заруцким. Иван Заруцкий был атаманом Днепровских казаков. Для ослабления ополчения польский король пустил среди казаков "подметную грамоту" о якобы готовящихся московским правительством мерах, направленных против казаков, что "казаки будут все истреблены, как злое семя", а крестьяне и беглые люди будут насильно возвращены прежним владельцам. Этот провокационный шаг, был одобрен боярами в виде договора, заключенного между польским королем и московскими боярами. В договоре говорилось: "На Волге, Дону, Яике и Тереке казаки, буде надобе, или не надобе, о том... королевичу говорити с бояры". (15) Договор вызвал воамущение среди казаков. Инициатор договора бояр с польским королем боярин Ляпунов был вынужден спасаться от гнева собравшихся под Москвой казаков.

Составляя большинство в ополчении, казаки не могли простить предательства Ляпунову и он был убит. Среди казаков в стане ополченцев Пожарского произошел раскол. Часть казаков во главе с атаманом Днепровских казаков И. Заруцким стремилась действовать независимо от Минина и Пожарского, но оказалась в меньшинстве и была вынуждена бежать из Москвы в Коломну. Яицкие казаки остались в стане Пожарского.

В августе 1612г казаки ополчения осадили Кремль, где засели поляки. Пожарский предложил им сдаться, обещая пощадить пленных. Поляки, не желая сдаваться казакам, открыли Пожарскому Троицкие ворота. Поляки покинули кремль. Москва била очищена от иноземцев с помощью казаков, в числе которых были посланцы Яика. При избрании царя Михаила Федоровича Романова на Соборе 11 июля 1612г от яицких казаков присутствовал атаман Н. Шацкой (31).

Атаман Днепровских казаков И. Заруцкий, поддержанный запорожскими казаками, возглавляемыми атаманом Сагайдачным, вынашивал свои планы утвердиться на московском престоле. С женой Лжедимитрия-1 Мариной Мнишек и ее сыном, он из рязанской земли ушел под Воронеж. Прикрываясь именем "царевича", атаман начал новую смуту против законноизбранного на Соборе царя Михаила. В мятеже Заруцкому помогали запорожские казаки во главе с атаманом Сагайдачным. Московское правительство против мятежных казаков двинуло войска. Под Воронежом отряд Ивана Заруцкого был разгромлен и атаман бежал на Волгу. Там остатки отряда были вновь разбиты. Заруцкий с Мариной Мнишек и с 660 казаками бежали на Яик. Здесь на острове Медвежий(между поселками Кулагино и Гребенщиково) запорожцы разбили лагерь. Вопреки надеждам Заруцкого яицкие казаки не поддержали "воровских" устремлений Заруцкого относительно царского престола, и атаман вместе с "царицей" Мариной был схвачен и выдан московским властям. В память о пребывании самоуверенной шляхтички на Яике 4-х метровый обрыв на правом берегу реки стал называться "Маринкин Яр". (37)

Хотя в Москве утвердилась власть нового царя, яицкие казаки независимо от ее политики продолжали оказывать противодействие ногайским и киргиз-кайсацким ордам. (15) В начале XVIIв. в заяицких степях появились кочевые племена калмыков. Не решившись преодолеть защитную линию, охраняемую казаками, калмыки раскинули свои кочевья вдоль левого берега Яика. Вскоре, потесненные киргиз-кайсаками, калмыки обошли казачьи заслоны и появились у Самары, откуда откочевали на юг, под Астрахань. Яицкие казаки не препятствовали их передвижению, так как по традиции унаследовали правило: "с гостями обращаться хорошо - которые ищут у них покровительство".

Также они остались верны традициям в богослужении, придерживаясь старых обрядов. Молебны во всех церквях на Яике совершались по канонам, заведенным еще до реформ патриарха Никона. На Дону и Медведице в XVII и XVIIIвв старообрядческие монастыри и церкви были разгромлены, тогда как на Иргизе и Яике они не прекращали службы, благодаря упорному сопротивлению всего Яицкого казачьего войска.
По утверждению историков и местных краеведов, заселение Яика происходило вне зависимости от этноса, освоившего берега Яика еще до нашествия монгол на Русь. Но это противоречит факту образования казачьих отрядов, несших службу ханам Белой и Золотой Орды. Можно лишь согласиться, что на Яик переселилось небольшое число людей:крестьян, холопов и других подневольных лиц - беглецов из ранних областей Московского государства. Только небольшое число беглых могло рассчитывать, что найдут укрытие среди казаков. При массовом наплыве "вольных" на Яик, московские власти едва ли могли стерпеть такое перемещение работных людей, не считаясь со сложившемся на Яике казачьим этносом. "На поле к себе беглых не призываем, а с поля не ссылаем" - говорили казаки. (43)Так могли заявлять закоренелые старожилы со сложившимися в течение многих веков обычаями, закрепленными системой внутриобщинных отношений. Для зарождения казачьего формирования еще недостаточно скопления вольных людей. История знает немало людских сообществ, составленных беглыми уголовниками, дезертирами, монахами-расстригами и прочими охотниками за чужим добром. Они составляли временные группы - шайки разбойников и пиратов, но лишенные фундаментальных устоев в виде обычаев и традиций, а также внутренней организации (системы отношений) эти группы частично ликвидировались властями, а большей частью распадались сами собой раздираемые внутренними противоречиями.

Было бы неправомерно полагать, что казачьи части, на первом этапе их формирования, пополнялись за счет беглых элементов. Исследователь истории казачества А. А. Гордеев пишет: "Население казаков в составе Золотой Орды было настолько многочисленно, что количество его могло поддерживаться собственным приростом... Хан Менгу-Тимур.., избавил русский народ от дачи десятого человека для пополнения вооруженных сил.. Это событие имело в психологии казачьего населения важное значение и ставило их в еще большее самостоятельное положение в отношении русского народа". (14)

"Пополнение" Яицкого войска за счет беглых крестьян, холопов и посадских людей началось в конце XVв. Заселение проходило в устье реки, где имелись благоприятные условия жизнеобеспечения новоселов. Вместе с тем, следует обратить внимание, что этими поселенцами были пришельцы из северных областей Московского государства. Мнение Э. Герасимовой, что все вновь прибывшие селились близ моря, нельзя считать правильным. (13) Уральский краевед Н. Г. Чесноков утверждает: "Русские люди шли сюда со всех сторон Московского государства"(43) Исследователь истории Яика А. Белый считает, что заселение Яика началось восточно-славянскими племенами с XIIв. Свидетельством этому, по его мнению, являются изначальные названия поселений, "Остроги"(временные укрепления). (9)

Было бы неверным утверждение, что заселение Яика после свержения татаро-монгольского ига происходило случайными группами беглецов из разных областей Руси. Яик заселялся казаками, ранее бывавшими здесь. Они двигались только им известными путями. Как пишет Чесноков:"С Иргиза и через Чаган проникали на Яик стружники. С матушки-Волги через Камыш-Самару на Яик двигался с молодцами атаман Матюшка, а снизу со стороны моря, поднимался атаман Гугня". (43) Первым их поселением, по сообщению уральского краеведа XIXв А. Б. Карпова, был "Голубой городок", построенный в 1584г в устье р. Илек (приток Яика). Астраханский воевода князь Лобанов Ростовский писал в Посольский приказ:"... поставлено де Государь у казаков на Яике три городки". (54) О нахождении двух других городков историки пока не имеют точных сведений, однако обнаруженные археологическими раскопками в 1980г средневековые городища, позволяют предположить, что один из них находился в районе "оазиса городов" (р. Барбастау), другой - близ пос. Бударино. (2)

Ногайские кочевники, мстившие казакам за разрушение столицы их Орды, Сарайчика, в 1605г напали на Голубой городок и разрушили его. Казаки, найдя более защищенное от набегов место у Кирсановского Яра, возвели там деревянный острог, Орешное, защитив его земляным валом. Но это место также оказалось неудобным для проживания, так как располагался на открытом для ветров берегу. Казаки жаловались, что городок "Зимой заносило снегом, а летом от песку житья не было"(9) В 1613г Яицкий городок был перенесен на полуостров, образуемый р. Чаган при его впадении в Яик. С тех пор, по мнению А. С. Пушкина, он стал выполнять роль замка "великих исторических ворот" Прикаспийской равнины.


Предисловие, Главы 1-4 (в этом документе).
Главы 5-7
Главы 8-11, Заключение, Литература


Категория: История казачества Казахстана | Добавил: АЛС3773 (05.08.2011)
Просмотров: 1981 | Теги: яицкое, уральское казачье войско | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
Святой Георгий

  • Православный календарь
  • Архив записей
    Казачьи сайты
  • Центральное казачье войско
  • Оренбургское казачье войско (Союз казаков России)
  • Союз казаков России
  • Республика Беларусь - казачье общество
  • Сибирь казачья (Новосибирск)
  • Уральское казачество
  • Всевеликое войско донское
  • Кубанское казачье войско
  • © 2013 Сайт Союза казаков Семиречья
    При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна
    Конструктор сайтов - uCoz