Буквально в считанные годы произошло резкое ухудшение общей оценки населением состояния межнациональных отношений в республике. В 2007г доля респондентов, оценивавших межнациональные отношения как стабильные, сократилась в 1,3 раза по сравнению с 2006г и в 1,8 раза по сравнению с 2005г. Нарастает обеспокоенность казахстанцев состоянием межнациональных отношений в стране. Уровень встревоженности населения по поводу усиления этнической напряжённости в 2007г достиг в общем целом 41,5% (против 39,5% в 2006г и 25,3% в 2005г). Из них, по мнению каждого 5-го (или 12-ого из общего числа опрошенных за 2007г), в Казахстане сложилась сильная этническая напряжённость, то и дело вспыхивают конфликты на национальной почве. В 2007г частота упоминаний сильной этнической напряжённости возросла в 1,5 раза по сравнению с 2005-2006гг. Этноцентризм как национально-психологический комплекс. За последние три года устойчиво фиксируется тенденция к усилению казахского этнонационализма. Среди казахов сокращается доля лиц, считающих Казахстан общим домом для всех народов, проживающих в нём. Формируется негативная этноказахская консолидация, основанная на этническом противопоставлении. Среди казахов, опрошенных в 2007г, почти половина (42,8%) воспринимает Казахстан как страну казахов и казахской культуры, в которой все неказахи должны ассимилироваться (совокупные показатели указанных респондентов составляли в 2006г – 40,1%; в 2005г – 37,2%). Из них более трети (или каждый 6-ой опрошенный в 2007г) разделяют установки этнического шовинизма, что в 1,7 раза больше по сравнению с 2006г и в 2 раза больше по сравнению с 2005г. По данным за 2007г, среди казахов выступают за переименование Республики Казахстан в Казахскую республику – 27,3%; за переименование граждан Казахстана из казахстанцев в казахов – 21,9%. Этнически маркированные фобии. Казахстан постепенно превращается в испытательный полигон для самых разных тенденций этноказахского самоутверждения – от попыток закрепить за казахским народом государственный суверенитет до разжигания «направленных» этнических фобий и предрассудков по отношению к «чужим» этническим группам. 2007г отчётливо показывает, что доминирующее значение приобретают негативные критерии этноказахского самоопределения. Это способствует усилению этнической напряжённости и межнационального отчуждения. Негативная консолидация казахов может обернуться противостоянием с властью, если достигнет уровня страха за самосохранение в качестве государствообразующей нации. По данным опроса за 2007г, государство уже попало в негативные ожидания большей части казахского населения. Среди опрошенных казахов 63,8% в той или иной степени испытывают фобию утраты национальных ресурсов Казахстана в результате распродажи казахстанских недр иностранцам; 51,4% в большей или меньшей степени обвиняют СМИ в целенаправленном разрушении казахских традиций; 45,2% так или иначе обвиняют руководство страны в предательстве интересов казахского народа; 40,8% полностью или частично считают, что люди неказахской национальности пользуются большими правами, чем казахи. В настоящее время на общем фоне выделяются три этнопроблемных региона – Атыраусская, Алматинская и Южно-Казахстанская области, где среди казахского населения сильны сегрегационные настроения, что влечёт за собой межгрупповой напряжённости и, как следствие – конфликты на этнической почве. В других регионах конфликтность по этническим факторам не так сильно выражена, но её влияние на местную обстановку заметно. В частности, за последний год обострились реакции граждан неказахской национальности на нарушение их этнических прав в повседневной жизни. Среди видов нарушений выдвинулись на первый план хулиганские действия на этнической почве. Об этом сообщают каждый 5-ый опрошенный русский и представитель другой национальности, что свидетельствует о распространении в казахской среде негативных этнических стереотипов, которые проявляются по отношению к иноэтническим группам. Практически повсеместно наблюдается снижение толерантности по отношению к переселенцам (в том числе внутренним), а в ряде районов страны отмечается мигрантофобия (особенно на Западе республики). Основная причина снижения толерантности – неэффективное регулирование рынков труда, ведущее к формированию негативных целевых установок и ожиданий в первую очередь среди казахского населения. Растёт уровень враждебного отношения к русским, чеченцам, узбекам, туркам и т.д. Этнические предрассудки, ксенофобия, этнофобия стремительно распространяются в общественной среде. За этим стоит «комплекс обид», который не становится социально окрашенным, а принимает форму национальных обид. Определённая часть казахского населения, особенно творческая интеллигенция, воспринимает происходящие в стране перемены как компенсацию за перенесённую историческую травму, отсюда рост обвинительных настроений в адрес властей за предательство интересов казахского народа. У национализма есть два лица, одно государственное (или гражданское), другое – этническое. Государственный национализм направлен в сторону интеграции, обеспечение общественного единства; этнонационализм – в сторону дезинтеграции т.к. в его основе лежит противопоставление по принципу: «мы - они», «свои - чужие». Этнонационализм нельзя отождествлять с шовинизмом и ксенофобией, но между ними существует такая тонкая грань, что трудно различить, имеет ли место естественное проявление национальных чувств или националистическая истерия. Казахстан переживает период начавшихся, но ещё не завершённых исторических перемен. В этот период почти невозможно избежать кризиса идентичности, связанного с трудностями гражданского самоопределения. И главная трудность заключается в том, что ни казахи, ни русские, ни люди другой национальности, проживающие в республике, до сих пор не могут толком понять, какое государство мы строим – государство определённой этнонациональной группы или государство для этой группы? Или нацию граждан государства, под которой понимается казахстанский народ? Дальнейшее замалчивание этого вопроса грозит Казахстану саморазрушением, потому что образ кризиса в головах людей реален и опасен. Саморазрушение Казахстана начинается с запроса различие, формируемое национал - патриотами. Сегодня – это проведение границ вовнутрь общества, а что будет завтра в условиях разделённого пространства? Национальную идентичность казахстанцев необходимо последовательно утверждать и не только редкими высказываниями президента. Этнический вопрос является одним из наиболее реагирующих на политические перемены в стране и в мире в целом. Учёт этого обстоятельства диктует проведение регулярного этнологического мониторинга для выработки превентивных мер и создание средствами государственной национальной политики таких условий, при которых этнические различия не станут препятствовать гражданственности, а будут служить её органическим дополнением. Бахытжамал Бектурганова, Президент АСиП
|