Воскресенье, 12.05.2024, 02:46
САЙТ СОЮЗА  КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории раздела
Опросы и статистические исследования [4]
Мнения по поводу... [15]
Интервью [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Аналитический центр » Мнения по поводу...

Станет ли Казахстан ресурсным придатком КНР?

Большинство современных экспертов утверждает, что, глобальное экономическое и политическое лидерство Китая это только вопрос времени. Методы Китая по расширению своего влияния в корне отличаются от тех методов, которыми исторически пользовались влиятельные государства своего времени. Этот метод можно охарактеризовать как «мягкая поступь железного дракона», т.е. не вступая в прямое, военное или политическое, противостояние, за исключением отдельных случаев, Китай с помощью экономики завоевывает мир. Государственные компании Китая стремятся к вхождению в любые экономические сферы других государств, стремясь к полному, насколько это возможно, контролю, при этом они готовы платить более высокую, чем рыночная, цену и сотрудничают с любыми политическими режимами руководствуясь только своими интересами.

В настоящее время Китай является одним из крупнейших деловых партнеров Республики Казахстан. Ключевыми аспектами рассмотрения обоюдовыгодного сотрудничества являются топливно-энергетические проекты и проекты, связанные с использованием гидроресурсов.

В 2000 г. товарооборот между двумя странами достиг 1,5 млрд. долларов США, по итогам 2007г. составил $8 млрд, к концу 2009г. ожидается в размере $10, а к концу 2015 года товарооборот ожидается на уровне $15 млрд.

Одним из основных параметров сотрудничества является ТЭК.

С 1996 г. Китай вступил в ряды крупнейших импортеров нефти в мире. Сейчас более 30% внутрикитайского спроса покрывается за счет импорта. Предполагается, что к 2010 г. объем импорта нефти достигнет 120 млн.т, а к 2020 - 210 млн.т. при этом Китай отводит одну из ключевых ролей Казахстану в области сотрудничества в ТЭК. На сегодняшний день т.к. добыча энергетических ресурсов в Казахстане постоянно растет, и может составить 150 млн. тонн в 2015 году, что заставляет Китай испытывать особый интерес к казахстанской нефти. Также немаловажным фактором в пользу казахстанских энергоресурсов является общая граница Казахстана и Китая, что выгодно выделяет Казахстан на фоне других поставщиков энергоресурсов. Саудовская Аравия, Иран, Ангола и перспективный поставщик нефти Венесуэла находятся на значительном расстоянии от Китая, и в случае возникновения каких-либо конфликтов, в том числе и военных, Пекин может быть отрезан от них, что крайне негативно скажется на экономике Поднебесной. Необходимо отметить, что Пекин осознает эту опасность и стремится диверсифицировать поставки энергоресурсов. Одной из первых «ласточек» этого явился ввод в 2006 году в эксплуатацию первой ветки «Атасу-Алашанькоу» - нефтепровода «Казахстан-Китай» мощностью 10 млн. тонн в год. К концу 2009 года планируется завершить строительство второй ветки «Кенкияк–Кумколь». После этого мощность нефтепровода составит 20 млн. тонн.

Помимо нефтепровода планируется постройка газопровода «Западный Казахстан – Западный Китай», в результате чего Казахстан получает альтернативного России покупателя. Также у Казахстана появляется возможность обеспечить южные регионы своей страны газом, которые сейчас используют газ из Узбекистана. После проведенных в 2005 году совместных казахстанско-китайских исследований «Ресурсная база Казахстана» и «Анализ рынка газа Китая» китайская сторона заявила о потребности в казахстанском газе на целевых рынках в объеме 8—10 млрд. куб. м в 2010 году и 30 млрд. куб. м в 2020 году. При этом Казахстан рассматривает возможность использования газопровода «Западный Казахстан – Западный Китай» для транспортировки газа в Китай в качестве альтернативного существующим направлениям поставок казахстанского и среднеазиатского газа на экспорт. Пекин, в свою очередь, решает свои потребности в энергоресурсах, которые ежегодно увеличиваются примерно на 30% в год путем получения прямого доступа к энергоресурсам своих соседей. Для этого Китай активно выступает крупным экономическим донором для своих соседей, пострадавших от мирового кризиса. Сотрудничество с Китаем выгодно Казахстану и для улучшения своей энергетической инфраструктуры, т.к. с помощью Китая Казахстан может модернизировать существующие и построить новые нефтеперерабатывающие мощности.

Помимо энергоресурсов в казахско-китайских отношениях особняком стоит сфера водных ресурсов. После урегулирования пограничных вопросов с Китаем путем уступки большей части спорных территорий, Казахстан, можно сказать, определил свою позицию как – достижение консенсуса любым путем. После того как Китай решил вопросы пограничных территорий, в основном в свою пользу, страны взялись за рассмотрение вопросов связанных с перераспределением водных ресурсов трансграничных рек, прежде крупнейших Или и Черного Иртыша. Согласно 58 статье водного кодекса КНР, Китай рассматривает водные ресурсы трансграничные рек в свою пользу, не подписывая при этом Международную конвенцию по трансграничным рекам и озерам. С перераспределением водных ресурсов прежде всего связаны промышленное и сельскохозяйственное развитие одного из самых проблемных районов Китая - Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), который находится на границе с Казахстаном и Кыргызстаном. Но весьма вероятно и то, что реализуя программу перераспределения водных ресурсов, Китай стремится не только решить свои внутренние проблемы, но намерен оказывать давление на Республику Казахстан с целью его превращения в сырьевой придаток для своей развивающейся экономики.

Правительство Китая стремится развивать западные и северо-западные районы страны, которые очень сильно отстают по уровню развития от восточных и юго-восточных провинций. В последние годы средний рост экономики СУАР составляет в среднем 7%, что говорит о позитивных тенденциях в развитии района. Эгоистичное поведение Китая можно оправдать тем что:

1. С ростом экономики СУАР возрастет потребность в людских ресурсах, что в свою очередь должно уменьшить поддержку уйгурских сепаратистов.

2. При увеличении количества квалифицированных кадров повысится качество жизни населения, что приведет повышению общего уровня жизни в СУАР.

3. Учитывая нехватку квалифицированных кадров в СУАР, будет оправдано переселение подготовленных кадров других национальностей из других провинций Китая.

Однако, для Пекина решение данной экономической программы может иметь и несколько другое стратегическое значение:

1. Создание мощного промышленного района позволит Китаю более тесно сотрудничать Казахстаном, привязывая его к Китаю экспортной «удавкой», т.к. Казахстан на данный момент может экспортировать свои ресурсы только через Россию, с которой и конкурирует на мировых энергетическом и зерновом рынках. Помимо энергоресурсов и зерна Китай интересуют богатые полезными ископаемыми недра Казахстана.

2. Функционирование промышленного района в приграничном регионе позволяет говорить об экономической экспансии Китая в Казахстан, которую китайские производители производят по сложившемуся сценарию, подавляя местных производителей более дешевыми и зачастую не менее качественными товарами. Что опять может привести к тому, что Казахстан постепенно превращается в сырьевой придаток китайской экономики.

3. И логическим завершением политики Китая в отношении Казахстана – обеспечение прокитайской ориентация Казахстана. А в более отдаленной перспективе - возможное усиление агрессии во внешней политике Китая.

В целом действия Китая можно расценивать, как стремление поставить Казахстан в зависимость от Китая. Дозированная подача воды в крупнейшие промышленные города и для сельского хозяйства, не говоря уже об простом населении, заставит власти Казахстана идти навстречу пожеланиям китайской стороны во внешней и внутренней политике. Высока вероятность, что Пекин может вынудить Астану полностью открыть свою экономику для китайских предпринимателей, чему Казахстан, пока, противится. Китай готов инвестировать значительные средства в экономику Казахстана, по сути, не только вкладывая в экономику, но и в политику, «покупая» положительное отношение со стороны простого населения путем модернизации производств и увеличения количества рабочих мест.

Введение в строй нефте и газопровода также «привязывает» Казахстан к Китаю. Это тем более актуально, что в вопросах транзита энергоресурсов и железнодорожных перевозок Казахстан во многом зависим от России, своего конкурента на рынках энергоресурсов и зерна, в то время как Китай зачастую даже не торгуется при покупке ресурсов.

Время подходит к тому, что в Центральной Азии скоро будет один внешнеполитический ориентир, без компромиссов.

Азат Дюшебаев

источник - easttime.ru

Категория: Мнения по поводу... | Добавил: АЛС (15.03.2010)
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
Святой Георгий

  • Православный календарь
  • Архив записей
    Казачьи сайты
  • Центральное казачье войско
  • Оренбургское казачье войско (Союз казаков России)
  • Союз казаков России
  • Республика Беларусь - казачье общество
  • Сибирь казачья (Новосибирск)
  • Уральское казачество
  • Всевеликое войско донское
  • Кубанское казачье войско
  • © 2013 Сайт Союза казаков Семиречья
    При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна
    Конструктор сайтов - uCoz