Среда, 24.04.2024, 07:05
САЙТ СОЮЗА  КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Главная | | Регистрация | Вход


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Май » 20 » Русское пространство в ЦА подвергается серьёзным этнополитическим деформациям
10:20
Русское пространство в ЦА подвергается серьёзным этнополитическим деформациям
Русское пространство в ЦА подвергается серьёзным этнополитическим деформациям



В воскресенье 24 апреля в эфире телеканала «Россия» вышел фильм «Без России», посвящённый положению русских в Центральной Азии. После показа фильма состоялось его обсуждение в программе Марии Ситтель «Специальный корреспондент». В дискуссии участвовали исполнительный директор фонда «Русский Мир» Вячеслав Никонов, специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, директор Центра географии религий Московского Патриархата Роман Силантьев, Президент общественного фонда «Таджикистан», член общественного совета ФМС Гавхар Джураева.

 Фильм Александра Рогаткина наглядно демонстрирует, - русофобия стала органической, неотъемлемой частью внутренней политики бывших советских республик Центральной Азии, а единицы русских, устроившихся в этих республиках относительно благополучно, лишь подтверждают эту печальную тенденцию. Можно, конечно, и не замечать её, но очевидно то, что русское пространство в ЦА подвергается серьёзным этнополитическим деформациям, объективно ослабляющим  геополитическое влияние России в этом жизненно важном для неё регионе.

 После выхода фильма группа деятелей культуры Узбекистана обратилась к руководству канала «Россия»  с открытым письмом, в котором  авторы называют фильм возмутительным, отмечая, что показанные там люди подобраны «однобоко и тенденциозно». Письмо опубликовано на сайте Академии художеств Узбекистана.

 Сплошь русские фамилии «подписантов» как бы демонстрируют нам всю степень «однобокости и тенденциозности» продемонстрированной картины современной жизни Узбекистана.  Можно предположить, что данное письмо было сочинено для «внешнего» потребления, поскольку рассказывать  самим русским Узбекистана о том, как им хорошо живётся, будет равносильно некоему изощрённому издевательству, и лишь человек не знакомый напрямую с положением русского населения Центральной Азии может «скушать» то, что ему скармливают «деятели культуры и искусства».

 Очевидно, что  даже человек далёкий от проблематики, озвученной в фильме Рогаткина, может сложить дважды два и сделать собственные выводы, на основе материалов, представленных в фильме. Допустим, подборка русских людей с их трагическими судьбами была необъективной и однобокой. Однако помимо показа данных людей в фильме присутствуют  факты, от которых просто нельзя отмахнуться. Кроме того существует масса публикаций в СМИ и различных экспертных оценок, свидетельствующих о систематическом нарушении прав и свобод русского населения в государствах ЦА.

 Последовательное уничтожение названий русских городов, сёл, деревень, улиц, перенос (разрушение)  памятников, переписывание «колониальной» истории, уничтожение книг, закрытие  русских школ и детских садов, - звучит «тенденциозно», не правда ли?

 Особенно впечатляет следующий пассаж:  «Есть очень много достойных представителей русского и русскоязычного населения, которые… никогда не поддавались инстинкту стадности и не бежали сломя голову, теряя на своем пути все нажитые блага, не кусали опомнившись локти от совершённого, поскольку дороги назад уже не было, так как в запале бегства растеряли все, что имели».

Для тех, кто действительно бежал, спасая свои жизни и жизни своих близких, бросив всё: дома, квартиры, имущество, будет весьма утешительно узнать, что причиной их бегства явилась отнюдь не угроза гибели, а всего лишь «стадный инстинкт».

Примечательно, что после телеэфира «Специального корреспондента» были отмечены факты угроз расправы над узбекистанскими правозащитниками, показанными в фильме. По сообщению информагенства «Фергана», неизвестные люди среди бела дня наведались к правозащитникам, пытаясь вломиться в квартиры, угрожая им и обвиняя в «оскорблении Узбекистана». И вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения в том, что этот «стихийный» протест не был организован каримовскими спецслужбами.

«Естественно, в Узбекистане, как и в любой другой стране мира, есть свои проблемы, но двадцать лет мира и спокойствия дорогого стоят».  Видимо, в эту цену входит прессинг правозащитников Узбекистана и бесправное положение обычных русских, судьбы которых схожи с судьбами героев документального расследования Александра Рогаткина.

Можно было бы не заострять внимание на данном обращении, однако, оно является примером типичного элемента российско-центральноазиатских отношений на протяжении последних двадцати лет. Российское руководство вплоть до ближайшего времени не замечало потока сообщений о нарушении прав русского населения в ЦА, предпочитая  выслушивать заявления о братстве народов и развитии русского языка и культуры от первых лиц республик и представителей псевдорусских организаций, аффилированных с местными властями.

Это признаётся и в самой России, в частности, Наталия Нарочницкая, член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории России в ущерб интересам России, говоря о русофобии в Прибалтике, отмечает: «Существуют и проблемы в Средней Азии, где прямым и косвенным образом всё делается для того, чтобы не пустить русских в управление и культуру. Наши посольства стараются этого не замечать, чтобы избавить себя от лишней головной боли. Дипломаты больше заинтересованы в сотрудничестве с формальными или марионеточными объединениями».

 Фильм Рогаткина обошёл вниманием Казахстан, где, хоть и в меньшей степени, наблюдаются всё те же явления, что и в Киргизии и Узбекистане. Хотя чему удивляться, - в плане дерусификации все три республики действуют синхронно и используют практически одни и те же административно-политические методы и технологии.

 В фильме зрителям демонстрируется киргизский учебник, в котором  рассказывается о кровавом подавлении мятежа русскими оккупантами, однако умалчиваются факты разорения и разграбления русских сел, диких и кровавых расправ над их населением. Такие же учебники найдутся во всех казахских и узбекских школах.  И в них слово «колонизаторы» -  сравнительно мягкий эпитет из числа прочих, припасённых для русских, ныне наблюдающих, как демонтируется в республиках ЦА историческое российско-советское культурное наследие.

 Вот что, к примеру, сообщает Республиканское славянское движение «Лад» в Казахстане: «…казахские лингвисты и «ономасты», руководствующие соображениями далёкими от науки, продолжают настойчиво будировать в казахстанском обществе тему замены русских топонимов казахскими. Причём речь идёт не о  русских  «ивановках» и «михайловках» (исчезновение которых в республике давно уже поставлено на поток), а о крупных городах Казахстана (Павлодаре, Петропавловске, Уральске), имеющих для русских граждан  знаковый и сакральный характер. … «ономастический зуд» в республике  носит системный, дерусификаторский  характер, не обусловленный  сколько-нибудь убедительной научно-исторической аргументацией».

 Между тем,  многие русские, проживающие в Казахстане, воспринимают Киргизию и Узбекистан как некую «машину времени», дающую возможность посмотреть и понять, что будет с ними, быть может, уже через несколько лет, ведь поводов для оптимизма найдётся немного. Поскольку националистические настроения в стране (сдерживаемые до поры до времени), продолжают развиваться и находят благодатную почву  в среде казахской молодёжи, воспитанной на агрессивном неприятии «колониального наследия», то есть, - всего русского, российского.

 Как говорится в комментарии представителя азиатской титульной нации под статьёй «Русский самовар в казахской степи», размещённой  на сайте «Столетие»: с фактами согласен, но это провокация. То есть в Казахстане, как, впрочем, и в других азиатских республиках, нарушаются права русского населения – и это как бы (!) волне естественно с точки зрения националистов, но писать об этом нельзя.

В обращении РСД «Лад» сделанного перед прошедшими недавно выборами Президента РК прямо говорится: «Общеизвестно, что с момента обретения независимости республику по разным оценкам покинули 2,5-3 млн. человек, большинство из которых этнические русские. В последние годы русское население в Казахстане существует в состоянии тревожных ожиданий.  И мы с обеспокоенностью свидетельствуем о том, что эти  тревоги и ожидания, неуверенность в завтрашнем дне переплавляются в миграционные настроения и латентный исход русского населения из республики».

 Надежды русских Центральной Азии на то, что Россия выступит гарантом их прав и свобод также давно поблекли. Ведь по вопросу  незавидного положения русских соотечественников в ближайшем зарубежье российским руководством до сих пор не было озвучено никакой внятной позиции. Программа переселения, вроде бы, свидетельствующая о желании России вернуть соотечественников в своё лоно, развивается ни шатко, ни валко. С другой стороны Михаил Швыдкой в эфире «СК» сообщил, что Россия заинтересована в том, чтобы русские оставались в центральноазиатском регионе, заявив, что Россия должна следить за соблюдением их прав в данных республиках, однако, при этом, не уточнив какие меры по защите прав соотечественников принимаются или будут приниматься.

 Возможно, к ним стоит отнести заявление Госдумы РФ «В связи с проявлениями негативного отношения к народам России и единому историческому прошлому в ряде государств – бывших республик СССР», принятое в пятницу 22 апреля. Проект заявления был подготовлен фракцией ЛДПР и поддержан депутатами из «Единой России». Суть заявления заключается в том, что руководство Кремля «вправе принимать все необходимые меры политического и экономического характера в ответ на факты дискриминации русскоязычного населения и иные провокационные действия, направленные против граждан РФ, официальных российских представителей и российского бизнеса».

 Однако, по словам председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексея Островского (ЛДПР) сказанное в документе касается в первую очередь Прибалтики и Грузии, а в странах Центральной Азии наблюдаются лишь «отдельные случаи русофобии».  То есть надо полагать, что азиатские, ускоренно исламизирующиеся «башистские» режимы  - белые и пушистые, там не разрушают памятники, не пластают историю, не режут русский язык и не машут системно дубинкой национализма, зачищая территории от остатков русской культуры и её носителей.

 Несмотря на обнадёживающий характер заявления, некоторыми авторитетными экспертами высказывается точка зрения, заключающаяся в том, что данное заявление носит, скорее, популистский характер и направлено на то, чтобы отчасти снизить царящее напряжение в самом российском обществе, в котором в последнее время идут оживлённые  дискуссии о правах, статусе и роли русских в России.

Вместе с тем большинство россиян недовольны вялой, пассивной позицией, занимаемой руководством страны по вопросам русофобии и дискриминации русских за рубежом.  В этом они усматривают синдром держаного «пораженчества» и пренебрежение национальными интересами России. От Кремля ждут активной политики, соответствующей объективно растущему весу и влиянию  страны в мире, не предусматривающей какого-либо  меркантильного торга  в сфере  национальной безопасности  на прилегающих к России территориях.



Историческая встреча президента России Владимира Путина с соотечественниками в Астане.

Сможет ли российское руководство уловить эти настроения, а также услышит ли оно призыв депутатов, - покажет время. Будущие президентские выборы могут дать основания для оптимизма: ведь вопрос защиты прав русских соотечественников в ближнем зарубежье может оказаться одним из весомых козырей в предвыборной гонке, и озвучивший его кандидат получит симпатии миллионов русских зарубежья, а также голоса граждан РФ, проживающих в странах СНГ.

Е. Миронов

"Русские в Казахстане"
Просмотров: 644 | Добавил: АЛС | Теги: русофобия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Святой Георгий

  • Православный календарь
  • Архив записей
    Казачьи сайты
  • Центральное казачье войско
  • Оренбургское казачье войско (Союз казаков России)
  • Союз казаков России
  • Республика Беларусь - казачье общество
  • Сибирь казачья (Новосибирск)
  • Уральское казачество
  • Всевеликое войско донское
  • Кубанское казачье войско
  • © 2013 Сайт Союза казаков Семиречья
    При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна
    Конструктор сайтов - uCoz