Россия
сейчас стоит перед выбором. Речь идёт не о прошедших выборах в
Государственную думу и не о предстоящих выборах президента Российской
Федерации. Россия стоит перед выбором нового вектора развития. Ресурс,
который был в 2000-х годах, уже выработан, и сейчас России необходимо
коренное обновление курса – не только политического или экономического, а
во всех смыслах этого слова.
Мне бы хотелось в этой статье поговорить о восточном направлении
нашей политики. Дело в том, что на протяжении последних даже не
десятилетий, а веков Россия с завидной постоянностью стремилась к
развитию и укреплению отношений с Европой. Недавно я перечитал статьи Александра Михайловича Горчакова,
министра иностранных дел России в XIX веке. Проблемы наших отношений с
Европой и тогда, и сейчас, по сути, одни и те же: нас не допускают к
более тесному взаимодействию в экономике, с огромным недоверием
относятся к нашей внешней политике, считают нас милитаризованной и
агрессивной страной и т.д. Постоянные недоверие, подозрительность,
боязнь возрастающей мощи России, а отсюда постоянное желание придержать
нас, укротить, а если удастся, и разукрупнить. Классический пример такой
политики – Крымская война, навязанная нам Францией и Англией в XIX веке.
Вот последний пример: мы 18 лет стучимся в ВТО,
за эти годы какие только условия не выдвигались России. При этом
никакой другой стране такие требования не предъявлялись. Самое главное –
это им надо, а не нам (это моя точка зрения). Ведь экспорт нашего сырья
не подпадает под квотирование, а вот импорт готовых изделий –
квотируется, и именно этим нас будут ограничивать.
Заверения сторонников вступления зиждутся на главном мотиве: вот
вступим в ВТО, она поможет разрулить наши проблемы. Знакомый мотив.
В 90-е гг. тоже считали – придёт «рынок» и всё разрулит. Результат
известен – по физическому объёму ВВП мы так и не достигли уровня 1990 года. Другой пример – Украина
вступила в ВТО и только усугубила внутриэкономическую ситуацию. Дело
дошло до того, что она вынуждена импортировать свой «национальный»
продукт – сало. Полагаю, России надо ещё лет 10–15 подождать со
вступлением в ВТО, а за это время подготовить страну и экономику.
Союзники или попутчики?
Сейчас России нужна новая парадигма отношений с зарубежьем. Она должна развернуться на Восток. Преимущество восточного направления
внешнеэкономической политики России видится в следующем. Если
прагматичный Запад парадоксальным образом иррационален по отношению к
России, то от Китая, пронизанного духом конфуцианской цивилизации,
следует ожидать большей рациональности. То есть Россия интересует Китай
лишь в той степени, в какой она будет полезна Поднебесной. В таком
подходе есть большие перспективы для нашей страны: в случае создания
благоприятных условий китайский бизнес придёт к нам. Но есть и угроза:
наши интересы китайская сторона будет учитывать лишь в случае их
совпадения с собственными. Неслучайно, ещё в древности китайцы
утверждали: «У нас не может быть внешних союзников – у нас могут быть
попутчики».
Я не говорю, что надо бросить западное направление – это большой
пласт нашей жизни, это традиционные связи, которые веками
нарабатывались. Но посмотрите на наш герб – у нас даже орёл двуглавый, который смотрит и на Запад, и на Восток. Наши интересы на Востоке нисколько не меньше, чем интересы на Западе. Ведь 65% нашей территории находится в Азии. К тому же Сибирь и Дальний Восток уже сейчас дают 52% в доходную часть бюджета России, при этом здесь проживают менее 29 млн. человек из 142 млн. населения.
Если же смотреть с точки зрения перспективы, то лет через двадцать
экономический и политический центр, вероятнее всего, будет как раз на
Востоке, а не на Западе. Надо реально оценивать геополитические
изменения в мире, вес и роль азиатских стран в мировых экономике и
политике. Ничего нет вечного в этом мире. Поэтому, я считаю, России надо
уже сейчас произвести серьёзную переоценку своей политики на Востоке,
сделать её сбалансированной и осмысленной.
Инновационная страна
В первую очередь это касается, конечно, Китая, с которым Россия имеет общие границы протяжённостью около 5 тыс. км.
Китай вставал на путь рыночных преобразований, практически не имея
собственного современного производства, с огромным отрицательным сальдо
торгового баланса. За прошедшие тридцать лет он увеличил свой ВВП почти в
тридцать раз!
Среднегодовые темпы роста китайской экономики в течение 1980–2010 гг. составляли 9,7%. Его ВВП уже преодолел рубеж в 10 трлн. долларов. Оборот внешней торговли Китая за этот же период увеличился почти в 135 раз. Начиная с 2002 по 2008 г. темпы прироста внешнеторговых операций Китая составляли свыше 20% ежегодно.
Даже во время кризиса Китай сумел продемонстрировать «чудеса»
выживаемости. В 2009 г., когда весь мир впал в рецессию, прирост ВВП
Китая составил 9,2%. В 2010 г. был ещё выше – 10,3%. В России в 2009 г. наблюдалось падение на 7,2%.
Сегодня Китай – это экономическая держава номер два в мире. Уже
сейчас по многим физическим показателям развития экономики Китай вышел
на 1-е место в мире (сборка автомобилей и телевизоров,
добыча угля, выплавка стали и т.д.), а руководство КНР заявило, что к
2020 г. Китай станет инновационной страной. Его роль в мировой экономике
сегодня понимают все страны. Неслучайно в течение первого десятилетия XXI века на долю Китая ежегодно приходилось в среднем 6–8% мирового притока иностранного капитала,
что превышало показатели большинства европейских стран. К концу
десятилетия 490 из 500 крупнейших ТНК мира осуществили инвестиции в
Китае1. По данным Министерства коммерции КНР, только с января по апрель 2011 г. китайские компании освоили 38,8 млрд. долл. иностранных инвестиций (не спекулятивных)2.
Аргументы цифр
Первая десятка стран по объёму ВВП
СТРАНА
|
ВВП
(по паритету покупательной способности), млрд. долл.
|
1990 Г.
|
2010 Г.
|
США
|
5,8
|
14,6
|
Китай
|
0,9
|
10,1
|
Япония
|
2,3
|
4,3
|
Индия
|
0,8
|
4,2
|
Германия
|
1,5
|
3,1
|
Россия
|
2,7 (СССР)
|
2,8
|
Великобритания
|
0,9
|
2,2
|
Франция
|
1,0
|
2,2
|
Бразилия
|
0,8
|
2,2
|
Италия
|
0,9
|
1,9
|
Источник: Данные Мирового банка
Стать державой номер один в мире
В декларируемых планах Китая в течение 20 лет стать державой номер
один в мире. К этому есть все предпосылки. С 2005 г. Китай является мировым лидером по величине золотовалютных резервов (ЗВР).
В годы кризиса он не только сохранил своё первенство, но и сумел
использовать сложившуюся ситуацию для укрепления своего положения:
сокращал долларовую долю в резервах, увеличивал объёмы покупки
государственных долгов США и активно скупал золото. В итоге менее чем за
два года его ЗВР увеличились почти на треть и составили в середине 2011
г. 3 трлн. долларов3. Это
в три раза больше, чем у Японии, находящейся на втором месте в
рейтинге. И в шесть раз больше, чем у России, занимающей третье место.
Внешний долг Китая почти в десять раз меньше его ЗВР. Тогда как в
Великобритании он превышает ЗВР в 138 раз, в США – в 100 раз, во Франции – в 60 раз. В России это соотношение составляет 1,164.
В последнее время в мире всё настойчивее стали звучать предложения о
необходимости возврата к международным расчётам в золоте. В ответ на эти
инициативы Китай в сентябре 2011 г. объявил о решении чеканить золотой юань. Более того, глава Народного банка КНР заявил, что юань в 2020 г. заменит доллар в качестве мировой валюты5.
Парадоксально, у нас «западники» во внешнеполитических и
экономических отношениях превалируют. Почему-то считается, что отношения
с маленьким Израилем чуть ли не важнее, чем отношения с Китаем. Кто для
нас Израиль? 7 миллионов населения и не такая большая
экономика. Но посмотрите наши газеты, почитайте – четверть материалов об
Израиле. Неужели геополитические интересы России там? Да нет, они
скорее здесь, в Азии. И, я думаю, необходимо их глобально переосмыслить и
быть готовым к новым вызовам.
Без хозяев и подчинённых
Успешно развиваясь сам, Китай очень внимательно следит за развитием
своих соседей. Там проводятся серьёзные научные исследования по вопросам
экономического развития России и её отдельных регионов, особенно
восточных. Они толково подходят к развитию экономических отношений с
нами, с выгодой для себя. Но не для нас. Фактически если мы 20 лет назад
торговали с Китаем в основном высокотехнологичными товарами, то сейчас превратились в поставщика сырья.
Это же не нормально. Торговля сырьём слишком проста и малоэффективна.
Нужна сбалансированная торговля, мы не должны скатиться на позицию
поставщика сырья. Это неизбежно приведёт к отношениям
«хозяин-подчинённый»: диктует тот, кто занимает более выгодное
положение. Вот последний пример: мы планируем протянуть трубу до Китая, а
приемлемую цену на газ так и не можем согласовать. По инерции нас ещё
уважают как бывшую великую державу, но новое поколение Китая, которое
приходит к управлению, смотрит на Россию как на страну холодную,
далёкую, у которой можно брать только сырьё.
Да, сырьё пока нужно использовать как важнейший компонент торговли,
но с каждым годом надо углублять его переработку и продавать на более
выгодных условиях. Например, по лесу: от торговли брёвнами переходить к торговле доской и брусом, от бруса к паркету и т.д. По нефти и газу
абсолютно то же самое. Не надо повторять ошибок, которые мы имеем в
торговле с Европой. Надо сразу вовлекать Китай в процесс углублённой
переработки сырья у нас, привлекая его инвестиции и ускоряя модернизацию
собственной экономики.
Следующий важнейший вопрос в наших отношениях – это привлечение китайского капитала. У нас действует негласная установка – ориентация на отечественный капитал.
Хорошая установка. Но что на практике? Так называемые новые русские, в
массе своей получившие за копейки собственность, стремятся по максимуму
из неё выжать, доводя износ оборудования до 70–100%, а
всю прибыль по разным схемам выкачивают за рубеж. Зачем нам такие
капиталисты? Мы считаем, целесообразно продать часть предприятий зарубежным инвесторам,
в том числе и из Китая, на условиях их полной модернизации. Вот пример.
В Чехии в процессе приватизации комбината «Шкода» не стали его отдавать
за бесценок кому-либо «своему». Это был бы тупик. Они продали комбинат
концерну Volkswagen за символическую крону с условием глубокой
модернизации и расширения производства. Всё получилось. Хороший пример
нашим приватизаторам.
Совместные планы развития и взаимодействия
В мире Китай уже давно заслужил репутацию одного из крупнейших экспортёров капитала.
В настоящее время он находится на шестом месте в рейтинге стран –
мировых инвесторов, оставив позади Великобританию и Канаду. У него на
сегодняшний день сформирован один из крупнейших инвестиционных фондов в
мире – China Investment Corp. с капиталом 200 млрд. долларов.
Поэтому необходимо предоставить Китаю (особенно в Сибири и на Дальнем
Востоке) возможность участвовать на льготных условиях в наших инфраструктурных проектах (строительство дорог, портов и т.д.), в строительстве жилья, в обустройстве социальной сферы.
Кроме того, необходимо учитывать огромный китайский рынок, который
превосходит европейский. Мы можем органично завязать свою экономику на
ускоренном росте внутреннего рынка Китая. В качестве специализации
целесообразно выбрать технологии, которые выгоднее производить в России,
учитывая её ресурсы и численность населения, развивая энергоёмкие и
металлоёмкие производства (продукты переработки нефти, газа, металлов и
т.д.). Например, делать тяжёлую технику из металла (цистерны, вагоны,
трубы), транспортную технику (автомобили, локомотивы, тракторы, морские
суда и платформы, самолёты), продукты из нефти и газа и т.д. Отрасли же,
требующие высокой трудоёмкости, оставить за Китаем и другими
густонаселёнными странами.
По нашему мнению, надо просто прекратить практику строительства сырьевых трубопроводов. Всё первичное сырьё должно перерабатываться на заводах внутри России и продаваться уже по более высокой цене.
Надо отметить, что Китай, как когда-то Советский Союз, использует в
своём развитии краткосрочные и долгосрочные планы. И мы сегодня
«переболев» стихийным развитием рынка, понимаем, что это совсем не
плохо. Нам надо совместно строить свои многолетние планы развития и
взаимодействия. Можно, как я отмечал выше, договариваться о разделении
труда, тогда торговля будет сбалансированная и взаимовыгодная. Вместо
нефти и газа мы могли бы поставлять переработанные продукты, химические
изделия, те же пластмассовые трубы, продажа которых в 10–12 раз выгоднее, чем поставки газа.
Взаимодействовать с Китаем надо не на основе соперничества, а на
основе сотрудничества, развивая с ним нормальные отношения, на базе
кооперации. Я бы за образец наших отношений с Китаем взял отношения Канады и США. Отличный пример!
Сотрудничество должно быть выгодно обеим странам. Почему мы боимся
продать акции наших устаревших предприятий китайским компаниям? Почему
стремимся привести, например, американскую компанию, а китайскую –
боимся? Конечно, если Китай приходит, надо оговаривать свои условия. Но
Китай-то приходит с инвестициями, и эти инвестиции надо направить именно
туда, куда выгодно нам.
Интеллект – самый экологически чистый продукт
Мы могли бы быть взаимно полезны не только в производственной сфере,
но и в сфере услуг, в частности – в сфере образования. Например, в США экспорт образовательных услуг
является третьей или четвёртой статьёй по величине экспортной выручки
(сотни миллиардов долларов в год). Они зарабатывают огромные деньги на самом экологически чистом продукте – интеллекте.
Своя профессура работает, к ней приезжают иностранные студенты, которые
платят за учёбу, жильё, еду и т.д. При этом государство способствует
тому, чтобы самые талантливые из них могли остаться в стране и работать
на экономику США.
Мы, несмотря на развёрнутую в последние годы внутри России кампанию
по дискредитации отечественного образования, очень неплохо готовим
специалистов. Суть в деньгах. Россия финансирует своё образование (на
одного учащегося) на уровне Монголии. Поэтому все претензии надо
предъявлять к Минфину, а не к российскому образованию. Слава богу, оно
ещё держится на старых заделах и старых кадрах.
А Поднебесная превратилась сегодня в крупнейший в мире источник выпускников школ. Её доля составляет 15%6.
Поэтому России необходимо заключить межправительственное соглашение с
Китаем по подготовке кадров разных уровней, а также поощрять
индивидуальный въезд в Россию на обучение. Но опять же всё упирается в
нас. Начинать нужно с самих себя. Надо быть инициативными,
искать новые формы, а главное – изменить внутренние нормы пребывания
иностранцев в России (построить комфортные общежития вместо
казармоподобных, предоставить свободу передвижения и возможность
быстрого оформления виз, право приглашать родственников, обеспечить
безопасность пребывания в стране и т. д.).
Огромный плюс обучения иностранцев заключается ещё и в том, что мы открываем им страну, формируем наших сторонников.
Демография и китайская рабочая сила
Важнейшим направлением нашего сотрудничества с Китаем я считаю
привлечение китайцев на работу в Россию. Не надо пугаться такой
постановки вопроса. России, чтобы осуществить прорыв и увеличить темпы
развития, просто необходимо привлечение иностранных рабочих.
Демографическая ситуация в России настолько сложна и плоха, что мы не
обойдёмся без иностранцев. Начинать надо с выработки чёткой и
осмысленной политики привлечения китайской рабочей силы: сколько
привлекать, в какие сферы, на каких условиях, как решать бытовые
проблемы и т. д.
Россия вполне может привлечь 20–30 млн. иностранцев, а то и больше
(не только китайцев, но и индийцев, вьетнамцев, корейцев и т.д.). При
этом следует учитывать мировой опыт: не размещать их вдоль границ, не
допускать больших компактных поселений лиц одной национальности и т.д.
Надо иметь цивилизованные и хорошо проработанные законы об иностранной
рабочей силе и об условиях перехода в российское гражданство. Кстати, за
рубежом широко распространена практика предоставления гражданства
иностранцам в случае инвестирования ими определённых сумм (например, 300
тыс. долл.) в экономику принимающей страны, а также лицам, имеющим
высшую профессиональную квалификацию. Вспомним Рим: там гражданство
предоставляли иностранцам, имеющим профессию поэта, музыканта,
скульптора, актёра, врача и т.п.
Вернёмся к Китаю. Надо разрешить китайским корпорациям вкладывать
свои средства в Россию, завозить и рабочую силу (квалифицированную).
Если иностранные рабочие будут оформлены на тех же условиях, что и
российские, то их ежемесячные налоговые выплаты позволят России
значительно пополнить свои социальные фонды. Иммигрант отчисляет налоги в
пенсионные фонды, на развитие местной территории (школы, ясли,
здравоохранение и т.д.). Он уехал, а налоги остались в России.
Деятельность миграционной службы должна быть нацелена не на контроль
за иммигрантами, а на цивилизованное приглашение и оформление их на
работу, мониторинг своевременности выплаты всех налогов. При этом у сотрудников миграционных служб следовало бы снять погоны (уже половина госслужащих ходит в погонах) и отобрать автоматы.
Завершая статью, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что с Китаем надо
существенно менять отношения. От хаотичных, сумбурных наших движений –
«приехали-договорились, уехали-забыли» – к всеобъемлющему и
взаимовыгодному сотрудничеству. В Азии ещё готовы и хотят принять нас на
равных.
1Любомудров А.В. Роль Китая в процессах глобализации
мировой экономики: Автореф. дис…. канд. экон. наук: 08.00.14 / А.В.
Любомудров. –
М., 2011. С. 18.
2 http://www.chinapro.ru/rubrics/1/6256/
3 Китайцы съедают доллар. // Аргументы и факты, №31, 2011. С. 9.
4 http://www.newsru.com/finance/01mar2010/zvr.html
5 Китайцы съедают доллар. // Аргументы и факты, №31, 2011. С. 9.
6 http://vz.ru/economy/2011/7/1/503991.html