Пятница, 19.04.2024, 09:14
САЙТ СОЮЗА  КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Главная | | Регистрация | Вход


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 8 » Кто землю топчет не свою?
21:34
Кто землю топчет не свою?

Построим будущее вместе!

Нурсултан Назарбаев

 

Призыв «Алга, Казахстан!», объявившийся в СМИ Республики Казахстан в преддве-рии открытия VII-х Зимних Азиатских игр в Астане и Алматы, весьма актуален для казахстанцев не только в спорте. «Алга, Казахстан!» по сути преемник упраздненного ныне лозунга народов СССР «Вперед к коммунизму!». Вперед двигаться призывает, не назад возвращаться. Не прощает история заднего хода. Пример тому – Горбачевская «перестройка», спровоцировавшая распад СССР со всеми его последствиями, отнюдь не позитивными. Качество жизни, её уровень упали во всех бывших союзных республиках, обретших «независимость» друг от друга.

 

Я казахстанец с августа 1952 года. В 1990 году в Казахской ССР было произведено: зерна – 28,5 млн.т., мяса в убойном весе – 1,3 млн.т., молока – 5,6 млн.т., яиц – 4,2 млрд.шт., сахара – 433 тыс.т., тканей – 325 млн.кв.м., обуви – 37 млн. пар. А спустя 10 лет – в 2000 году – в Республике Казахстан производство перечисленного уменьшилось: зерна – до 11,5млн.т. (в 2,5 раза), мяса – до 0,6млн.т (в 2,2 раза), молока – до 3,7млн.т. (в 1,5 раза), яиц – до 1,7 млрд. шт. (в 5,2 раза), сахара – до 271тыс.т (в 1,6 раза), тканей – до 62,9 млн.кв.м (в 5,2 раза), обуви – до 0,6 млн. пар (в 61,7 раз).

 

Спустя 20 лет – в 2010-м – продукции произведено: зерна – 12,2 млн.т. (42%), мяса – 0,7 млн.т (47%), молока – 5,1 млн.т. (91%), яиц – 3,4 млрд. шт. (81%), сахара – 384 тыс.т (89%), тканей – 35,5 млн.кв.м (11%), обуви – до 0,7 млн. пар (2%). Далековато еще до уровня достижений Казахской ССР.

 

Не лучшее случилось и с производством продукции, за счет которой производительный потенциал и мощь государства растут. В Казахской ССР в 1990 году было выработано электроэнергии 87,4млрд. кВт/час., добыто нефти и газового конденсата 25,8млн.т, железной руды 18,2 млн.т, каменного угля 131,0млн.т, выплавлено чугуна 5,2млн.т, стали – 6,8млн.т, произведено металлопроката 4,9млн.т, минеральных удобрений 1,7млн.т, цемента 8,3млн.т. В 2000–м в Республике Казахстан после девяти лет независимости по всем названным позициям, за исключением добычи нефти и газового конденсата, уменьшение: по выработке электроэнергии до – 51,4 млрд. кВт/час (в 1,7 раза), добыче железной руды – до 16,1 млн.т (в2,9 раза), угля – до 74,7 млн.т (в 1,8 раза), выплавке чугуна – до 1,млн.т (в5,2 раза), стали – до 4,7 млн.т (в 1,4 раза), производству металлопроката – до 3,6 млн.т (в 1,4 раза), минеральных удобрений – до 0,06 млн.т (в 28,3 раза), цемента – до 1,1 млн.т (в7,5 раза).

 

Такой удручающий спад производства в государствокрепящих отраслях чреват банкротством, утратой независимости. От сего Республику Казахстан спасла нефть – доброе наследство от СССР: богатые месторождения, разведанные союзно-республиканским Министерством геологии, хорошо развитая нефтедобывающая промышленность, а также благоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке и грамотный, смелый менеджмент, в первую очередь со стороны Президента Н.А. Назарбаева. Нефтедобыча была увеличена с 25,8млн.т в 1990г. до 35,3 млн.т в 2000-м и до 76,5 млн.т в 2009-м, с ростом за 19 лет почти втрое.

 

Нефтедоллары помогли остановить спад производства в стране и перейти к его наращиванию. Однако уровень 1990года за прошедшие годы независимости еще не достигнут: в 2009 году выработано электроэнергии 78,7 млрд. квт/час (90%), добыто железной руды 46,2 млн.т (98%), угля 100,8 млн.т (77%), выплавлено чугуна 2,9млн.т (71%), произведено цемента 5,6 млн.т (67%), минеральных удобрений до 0,05 млн.т (3%). «Алга, Казахстан!» актуальным остается.

 

Еще примеры. 1. Здравоохранение: число больничных учреждений в 1990г.– 1796, в 2009-м – 1020; число больничных коек в 1990г – 228тыс., в 2009-м – 121тыс.; мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену) в 1990г – 306 тыс., в 2009-м – 259тыс.; численность врачей на 10000 человек в 1990г. – 41, в 2009-м – 37; численность среднего медперсонала на 10000 человек в 1990г. – 124, в 2009-м – 86.

 

2. Образование: число дошкольных учреждений в 1990г. – 8881, в 2009-м –1603. число детей в них в 1990г. – 1068 тыс., в 2009-м – 132тыс.; число общеобразовательных школ в 1990г. – 8,6 тыс., в 2009-м – 7,8 тыс., число учащихся в них в 1990г.– 3146 тыс., в 2009-м – 2534 тыс.

 

Такова объективная реальность сегодняшнего дня в нашей Республике Казахстан, независимой преемнице Казахской Советской Социалистической Республики. А вот другая реальность, тоже объективная. В газете «Время» от 20 января 2011г. опубликована статья писателя Каната Кабдрахманова «Мы не народ, а толпа». Начинается так: «В спектакле жизни, происходящем на арене Казахстана, в 1991 году нам, казахам, досталась роль «старшего брата». В деле построения цивилизации, как и в деле постро-ения семьи, те, кому достается роль «старшего», всегда жертвует чем-то чрезвычайно важным. Иначе: когда народ, строящий свою цивилизацию, жертвует в пользу любой другой национальности, то цивилизация получается, а если не жертвует – хорошего результата не бывает».

 

Далее автор, развивая тему цивилизации, продолжает: «Беззаботному осуществлению проекта казахстанской цивилизации препятствуют как минимум две великие проблемы, которые нужно решать. Первая – принципиальное нежелание русского населения оказахиваться; вторая – невыносимое для традиционалистского казахского сознания давление культурного и информационного глобализма… Националисты видят в русских проблему, которую нужно не столько обдумывать, сколько каким-то образом устранить. Их логика: не станет русского фактора, мешающего казахам быть настоящими казахами, – все станет на свои места».

 

Вот так. Для казахских националистов русские – проблема, «которую нужно… каким-то образом устранить». У автора на неё иное видение. Он не националист, пишет: «Русские в Казахстане не проблема, а цивилизованный вызов… В современных реалиях мы, казахи, государствообразующим народом не являемся. Мы все еще постсоветская толпа, мало к чему пригодные нахлебники…Что такое «государствообразующий народ? Это народ, способный создавать для всех людей нетитульной национальности комфорт-ные условия проживания… Они должны ощущать, что имеют равные права в карьерном росте на госслужбе, такие же возможности в бизнесе, обучении детей и других сферах жизни… Казахстан не может стать современной страной, не найдя согласия нового типа со своими русскими… Такая огромная территория, как Казахстан (равно как и Россия) никогда не может быть традиционалистки этнической…В отношении нашей страны я вижу цель стараний в том, чтобы начать создавать национальную модель цивилизации – в перспективе стать мирового класса народом».

 

С сим трудно не согласиться. Прав автор – объективен в своих суждениях, к тому же он казах, предмет изнутри знает, по абаевски мыслит. Но иначе мыслит Амантай Дандыгулов, главный редактор печатного издания «Новая газета. Казахстан». В статье «Амбивалентность духовных пастырей, или коррозия и усталость талантов» от 3.02.2011, наставляет «уставших и коррозировавшихся» коллег: «Особое место в нашей истории занимает фигура Мустафи Чокая. Выходец из знатной кипчакской семьи, он никогда не кичился своим происхождением, хотя знал, что мать была потомком Бату хана… Он строго следовал завещанию отца: стать защитником своего народа от русского произвола». Вот с кого надо жизнь строить.

 

Бату хан, известно, еще в 13-м веке Русь покорил, а Мустафа Чокай всю свою жизнь был противником русских, не изменил этой жизненной позиции даже после нападения на СССР нацистской Германии. Естественно, не мог главред «Новой» не среагировать на поползновение Каната Кабдрахманова уравнять русских в правах с казахами.

 

В названной статье ему целый раздел «Пасквиль на свой народ» посвящен. Начинается: «Яркой иллюстрацией к ранее высказанным тяжелым размышлениям, а порой и пагубной роли творческой интеллигенции в нашем современном обществе, служит и следующий пример. Весьма спорную, претендующую на псевдопатриотичность и псевдонаучность, мысль высказал недавно на страницах газеты «Время» член международного ПЭН – клуба Канат Кабдрахманов…». И далее, обличая коллегу в пагубности и ошибочности его суждений: «Казахстану не грозит даже перспектива (более того – она отсутствует) стать моноэтническим государством в обозримом будущем. Для этого помимо очевидного доминирования в обществе казахского языка и казахской письменности необходимо соблюдение по крайней мере трех базовых условий: наличие довлеющего (!) государственного этноса, доминирование и принятие общественным сознанием (обществом) культуры этого этноса, и на осознанном мировоззренческом уровне – приоритета основной религиозной конфессии этого этноса как образа жизни».

 

Вот на что направлены старания казахской этнокультурной элиты, традиционна-листски мыслящей, полагающей, что казахи и есть мирового класса великий народ. Казах Чингисхан из рода Кият правил самой обширной в истории человечества империей. На территории современного Казахстана где-то похоронен. Чингизидами были все казахские ханы. А русские и все другие русскоязычные здесь чужаки, не свою землю топчут, пусть убираются или оказахиваются, овладевая государственным казахским языком. Казахстан – земля казахов. И никак иначе, то есть, как диагнозировал такое вожделение националистов Канат Кабдрахманов: «Их логика: не станет русского фактора, мешающего казахам быть настоящими казахами, все станет на свои места».

 

Кстати, Амантай Дандыгулов, обрушившийся на Каната за его «псевдопатриотичность», не желает возвращаться на эти «места». Пишет: «Мы еще не прошли период самоидентификации, не знаем, по большому счету, что лежит в основе казахского этноса. Мы находимся фактически в пубертном возрасте, не достигнув еще в своем генетическом развитии даже и середины цивилизованности». Не лишен Амантай объективности. В целом его обширная статья позитивна, призывает духовных пастырей использовать свои таланты не на обслуживание власть имущих и потребностей бизнес-структур, а на взращивание в обществе высокой нравственности, бичевание пороков, привнесенных в казахскую среду рыночными отношениями. Зовет клеймить позором прихватизаторов власти и народного достояния, плодов трудов народных. Вроде по Абаевски печется о морали и духовности соплеменников.

 

Но нет Абая в его списке сынов казахских – «достойных, внесших свои имена в скрижали Истории навечно». Первым в этом списке назван Мустафа Чокай, знаменитый панисламист и пантюркист. Но что Чокай сделал для казахов? Разве государство, которое он вознамерился создать, стало бы казахским? Такое изначально исключалось, под эгидой Турции замышлялось создание мусульманского государства, в котором казахи – лишь подданные, не титульная нация. Великий Абай, поклонник ислама, был против панисламизма; дважды (в 1902 и 1903гг.) проигнорировал приглашения имама Кокчетавской мечети Шаймардана Кощегулова присоединиться к этому движению. Он знал, что хорошо и что плохо для казахов.

 

А Мустафу Чокая объективно назвать первым можно лишь в казахской русофобии и казахского антисоветизма. Из национальной энциклопедии Казахстан (Алматы, 2006, т.4, с. 68): «Мустафа Шокай … Начальное образование получил в русской школе на ст. Сулутобе. В 1910 окончил Ташкентскую гимназию; 1910-17 учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета. В годы учебы занимался обществ.-полит. деятельностью, участвовал в движении студентов-мусульман на стороне Турции… стал одним из лидеров либерально-демократического движения, руководителем партии «Шура-и-Ислами» («Совет сторонников ислама»)… В 1921 эмигрировал в Стамбул, затем в Париж (Франция)… руководил организацией «Туркестан Милли бирлиги» («Национальное единство Туркестана»)… В 1927 вместе с Заки Валиди Таганом создали журнал «Иени Туркестани», а в 1929 – журнал «Яш Туркестан» («жас Туркестан»), до 1939 издававшийся на средства Польского правительства. На страницах журнала публикуются статьи Мустафы Шокая по политике Советского правительства… В 1940 после захвата немецкими войсками Парижа был арестован и заключен на несколько месяцев в концлагерь. Погиб в декабре 1941 в Берлине при невыясненных обстоятельствах. Похоронен на мусульманском кладбище Берлина».

 

Такая вот информация – не просоветская пропаганда. Против кого и на кого работал в эмиграции М. Чокай? Однозначно против СССР, на его врагов. Не против нацистской Германии – гитлеровское гестапо выпустило его из концлагеря. По каким мотивам? Как в Берлине оказался? Чем там занимался? Об этом умолчано. Очевидно, не случайно. Разве в пользу казахов, не на ослабление СССР работала в течение двух десятилетий антисоветская пропаганда Чокая? Что стало бы с казахами – не одержи Советский Союз победу в Великой Отечественной? Ведь Гитлер своей главный миссией считал очищение человечества не только от евреев, цыган, славян, но и от тюркских народов, которых тоже в «недочеловеках» числил.

 

Велик вклад казахов в ту победу, вместе с русскими и другими народами СССР победили и себя сохранили. Вместе всё порушенное войной восстановили, вместе создали новую и такой мощи государственную инфраструктуру, что и «упавшая с небес» независимость – не в тягость. Республика Казахстан – уважаемое всеми соседями государство. И не только соседями. «Построим Будущее вместе! И «Алга, Казахстан!» – очень верные и нужные лозунги. Сильно ошибаются те, кто полагает, что русские и другие русскоязычные в Казахстане – чужаки, «не свою здесь землю топчут». Это и исторически, и фактически неверно. Главное, мягко выражаясь, не полезно.

 

Небольшой, но показательный пример – VII зимние Азиатские игры, прошедшие с 30 января по 6 февраля в Астане и Алматы. Спортивную честь в этих играх защищали 127 спортсменов, в их числе казахской национальности – 25: в хоккее с мячом – 10, в хоккее с шайбой (мужском и женском) – 4, в шорт-треке – 4, в лыжном ориентировании – 2, по одному в лыжных гонках, прыжках на лыжах с трамплина, биатлоне, фигурном катании и фристайле. Абсолютное большинство, восемь десятых команды, – не «титульные». Им выпала честь укрепления престижа РК, повышения ее имиджа в спортивном мире.

 

«Титульные» добыли в индивидуальных (не командных) видах всего две медали: Жибек Арапбаева – серебряную в фристайле (акробатика) и Радик Жапаров – бронзовую в прыжках на лыжах с трамплина (К-95); он еще получил серебряную медаль в командном первенстве (К-125) совместно с Евгением Левкиным, Николаем Карпенко и Алексеем Королевым. Золотые медали добыли: Диас Кенешев в эстафете биатлонистов (совместно с Александром Червяковым, Николаем Брайченко и Яном Савицким); Аслан Токбаев в эстафете лыжного ориентирования (совместно с Михаилом Сорокиным и Александром Бабенко); Эльмира Молдашева – тоже в эстафете лыжного ориентирования (совместно с Ольгой Новиковой и Евгенией Кузьминой). Чемпионами стали игроки хоккейных команд: Талгат Жайлауов, Айжан Раушанова, Зарина Тухтиева, Галия Нургалиева (все хоккей с шайбой), Ильяс Хайрекишев, Нариман Такиров, Арстан Казыбаев, Искандер Нугманов, Еламан Алипкалиев, Рауан Исалиев, Султан Кадыржанов (хоккей с мячом); всего 14 хоккеистов из трех команд, общая численность которых – 61.

 

Вместе очень даже не худо получилось – первое место и 70 медалей: 32 золотые, 21 серебряная и 17 бронзовых. А что было бы, если врозь? Приведенное – это пример в событии малом. Но ведь в таком колоссальном, как Великая Отечественная война 1941-45гг., то же самое было. Только вместе получилось победить и себя сохранить. И не только себя, но и многие другие народы уберечь от нацистской селекции, уже начавшейся в ужасающих масштабах.

 

Из энциклопедического словаря «История Казахстана», Алматы, 2010г., с. 281: «22.6.1941г. армии фаш. Германии вторглись на терр. СССР. В ряды Сов. Армии был призван 1млн. 200 тыс. человек, в дополнение к 178 тыс., служивших в армии СССР… В июле 1941 – апреле 1942 в Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад и ок. 50 полков и отд. батальонов др. родов войск. Ок. 30% воинов дивизий и бригад составляли казахи, 30-40% русские, 20-25% украинцы, остальные – представители др. национальностей и народностей Казахстана… За героизм, проявленный на фронтах Вел. Отечеств. войны, боевыми орденами и медалями СССР были награждены сотни тыс. воинов из Казахстана, в т.ч. 96638 казахов. 497чел. (в т.ч. 98 казахов) удостоены звания Героя Сов. Союза… Казахст. летчики Т.Ж. Бигельдинов, Л.И. Беда, И.Ф. Павлов, С.Д. Луганский стали дважды Героями Сов. Союза».

 

Другой пример, по масштабности и значимости тоже впечатляющий. Это государственная инфраструктура, позволившая РК стать достойным членом мирового сообщества. Тоже создана вместе, сообща. По данным всесоюзных переписей населения в Казахской ССР казахов было: в 1959 году – 2787тыс. чел. (30% от всего населения), в 1970-м 4254тыс.– (32,6%), в 1979-м – 5289тыс. (36,0%), в 1989-м – 6335тыс. (39,7%). Их участие в развитии народного хозяйства республики никак не выше этих процентов.

 

Уместно ли при таком раскладе всего вышеприведенного называть русских и других русскоязычных чужими в РК, ставить их в правах человека ниже «титульных», понуждать овладевать казахским языком, полагать, что они, проживая в Казахстане, «не свою землю топчут»? Разве такое крепит единство народа Республики Казахстан, не дезавуирует призыв: «Построим будущее вместе!»? Вся история развития казахской нации свидетельствует – вместе надо быть. А по сему вернусь к позиции Каната Кабдрахманова, озабоченного, в первую очередь, состоянием казахского общества. Он абсолютно прав, утверждая, что русские принципиально не желают оказахаваться, что казахи должны найти согласие со своими русскими и создать для всех людей не титульной национальности комфортные условия проживания, предоставить им равные права во всем (на госслужбе, в бизнесе, обучении детей и других сферах жизни).

 

В чем ныне некомфортность для русских и других русскоязычных? Прежде всего в статусе их родного языка – он не государственный, хотя фактически выполняет все его функции во всех сферах жизни государства, опережая в этом казахский язык, объявленный государственным. Единственным вопреки мировой практике. Стран, имеющих два и более государственных языков, в мире – десятки. В статье 4 закона РК «О языках в Республике Казахстан» запись: «Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». Лукавство полное, народ Казахстана консолидирует язык межнационального общения, каковым объективно является русский, а не казахский, титулованный государственным.

 

На всех каналах казахстанского телевидения – засилие казахского языка. Канал «Балапан» с самим длинным списком ежедневных телепередач – полностью казахский. Каналы «Хабар», «Казахстан», «Ел-Арна» – по определению казахские. Даже канал содру-жества стран СНГ «Мир» наполовину казахский. Бывает, что в тот или иной час ни на одном из каналов нет передач на русском. Русскоязычные передачи прерываются рекламой на казахском языке. Словом, «демьяновой ухой» из қазақ тілі потчуются «не титульные». Законодательно запрещено всем казахстанским телеканалам трансляция передач на русском языке более половины рабочего времени, меньше – пожалуйста, больше – ни-ни. Такая практика не единство укрепляет, а рознь усиливает. Это огромный минус имиджу казахов в казахстанском обществе. И не только в казахстанском, нигде чувств добрых не вызывает.

 

Не добавляет комфорта русскоязычным, а казахам доброго имиджа, переименование городов, поселков, сел и улиц в пользу казахской топонимики. Переименованы тысячи населенных пунктов, основаннных и отстроенных русскими на пустом месте, т.е. исконно русских, а также улиц с именами людей не казахской национальности. Приведу примеры последнего времени по Бескарагайскому району Восточно-Казахстанской области, в котором прожил с 1952 по 1972гг. По сей день не чужим там считаюсь, информирован о тамошних «болячках».

 

В 2008 году административный центр село Большая Владимировка переименовано в Бескарагай. Село основано в 1857 году как хутор казачьей станицы Канонерская Сибирс-кого казачьего войска, которую в 1826 году образовали казаки станицы Белокаменской, возникшей в 1740-м возле редута Белокаменый Иртышской линии военных укреплений, созданной по велению Петра I на территории Джунгарского ханства. В 2007 и 2009гг.

Бескарагайским маслихатом и акиматом принято решение о переи-меновании сёл Семеновка и Ново-Николаевка в аулы Карабас и Баймурат, вопреки протестам русскоязычных их жителей. Сёла Семёновка и Ново-Николаевка – русские поселения начала XX века. Основаны преселенцами из Украины и соседних сел – Большой и Малой Владимировок и Канонерки.

 

В июле 2010 года маслихат и акимат района принимают решение переименовать село Сосновка, центр Сосновского сельского округа, в аул Ерназар, а округ соответст-венно – в Ерназаровский. Село основано в 1911 году переселенцами из Вятской, Воронежской и Царицинской губерний на землях, выделенных Семипалатинским военным губернатором из земельного фонда Сибирского казачьего войска. Отграничение выделенных земель в натуре произведено губернаторским землемером Семеновым. Село отстроено на выбранном переселенцами свободном, чистом месте среди соснового бора, а по сему названо Сосновкой.

 

В 1929 и 1930гг. в Сосновке образованы колхозы «Новый путь» и «Хлебороб». В 1940-м они объединились под названием «Веселый труд». В течение 27 лет колхозом бессменно руководил Степан Иванович Шевцов, Герой Социалистического труда (1957г.). Колхоз «Веселый труд», был единственным из 15-и колхозов Бескарагайского района, не преобразованным в 60-х годах (XX в.) в совхоз. Не было в этом никакой надобности – мощно и высокорентабельно работал колхоз. В Сосновке с 1956г. действовал Сосновский хлебоприемный пункт Министерства хлебопро-дуктов Каз.ССР, с 1959-го – Сосновское училище механизации сельского хозяйства №101.

 

Хватает дискомфорта у русскоязычных в сегодняшней Республике Казахстан. Выше проиллюстрировано, что такое русские и русскоязычные в Казахстане. В единстве, к которому зовет Президент очень даже не лишние. Проиллюстрировано и то, что традиционалистское сознание – категория, работающая против единства и не безуспешно. Нет былого единства, восстанавливать надо. Самый короткий к этому путь и самый рациональный, полностью соответствующий мировой практике, – признание русского языка вторым государственным. Это снимает все проблемы, в первую очередь, психологического порядка. Это главное условие достижения подлинного, действенного единства, единства на равных. Казахская этнокультурная элита должна инициировать придание русскому языку статуса второго государственного языка. Это их долг.

 

Русский язык – язык ООН. Он востребован абсолютным большинством казахов. Это язык, которым создана и наращивается мощь Республики Казахстан. Это язык, благодаря которому получили доступ в мировую науку все казахские ученые, начиная с Чокана Валиханова. О востребованности казахского из статьи Жулдыз Алматбаевой «Вышколенный язык: «По мнению Куралай Кудайбергеновны вины школы в этом нет – даже в казахско-язычных учебных заведениях дети все равно говорят на русском языке». («Свобода слова», 25.01.2011, с.22). Куралай Кудайбергеновна – зам. директора физико-математического лицея №90 г. Алматы.

 

Поразмышляем? Великий Абай в слове 45-м, последнем в своей книге назиданий, записал: Начало человечности – любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все. Это венец творения Всевышнего». Не простит история традиционалистски-мыслящим устремленности быть не рядом, а над.

Ювеналий Числов - г.Алматы
Просмотров: 951 | Добавил: АЛС | Теги: русский язык, казахстан, русские, СССР, казахский язык, национализм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Святой Георгий

  • Православный календарь
  • Архив записей
    Казачьи сайты
  • Центральное казачье войско
  • Оренбургское казачье войско (Союз казаков России)
  • Союз казаков России
  • Республика Беларусь - казачье общество
  • Сибирь казачья (Новосибирск)
  • Уральское казачество
  • Всевеликое войско донское
  • Кубанское казачье войско
  • © 2013 Сайт Союза казаков Семиречья
    При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна
    Конструктор сайтов - uCoz